- Александр, что сейчас на самом деле происходит в Донбассе? Это подготовка крупной провокации, это подготовка к наступлению ВСУ, или обстановка не столь критическая, а эвакуация людей в РФ была осуществлена для перестраховки и в целях ответить на обвинения Запада в «нападении на Украину»?
— Судя по тому, что огромные силы собраны на линии разграничения и идут постоянные обстрелы, они, конечно, думают о проведении полномасштабной операции на территории ДНР. Я сейчас нахожусь в Петровском районе, так вот здесь слышна канонада, слышны входящие взрывы. ВСУ обстреливает окраины Донецка и делают это систематически.
Судя по тому, что разрушений в мирном секторе пока не так много, ВСУ стреляют в основном по позициям Народной милиции. Вскрывается линия обороны, вскрывается скорость реагирования, вскрываются позиции, с которых идет ответный огонь на подавление огневых точек противника. Идет разведка боем, чтобы потом понимать, на каких участках есть слабые места, а где, наоборот, не стоит прорываться.
Но по мирному сектору тоже прилетает. Только сегодня погибли двое мирных жителей, которые попали под артиллерийский огонь, две школы пострадали в результате обстрелов. Я это видел собственными глазами.
- Какой сценарий наступления ВСУ вам видится наиболее вероятным? Они попытаются отрезать республики от границы с Россией, или они попытаются взять под контроль крупные города?
— Тут могут быть разные варианты. Либо сначала попытаются раздробить две республики по линии «Дебальцево-Красный луч», либо будет предпринята попытка прорваться на окраины крупных городов, поднять там украинский флаг, заявить о некоей победе и привлечь своих международных партнеров к дальнейшей информационной атаке на республики и на Россию.
Если они войдут в города, это ограничит возможности ДНР в плане применения артиллерии, потому что никто не будет стрелять по мирному населению. Но я не сомневаюсь, что у Украины уже есть заготовки по созданию картинки с мирными жителями, которые приветствуют приход ВСУ. Этот сценарий наиболее вероятен и к этому здесь готовятся.
- Я слышал аргумент, что поскольку в Донбассе все перекопано как во времена Первой мировой войны, то ВСУ просто не успеют осуществить блицкриг. Так ли это?
— Да, восемь лет строятся укрепления, много фортификаций. Но вопрос в том, какие силы Украина на это бросит. Поэтому такое вполне возможно.
- Какова ситуация в бытовом плане? А то ходят слухи, что в Донецке и Луганске не хватает хлеба и бензина.
— Про Луганск сказать не могу. Я нахожусь в Донецке, и здесь пока, тьфу-тьфу, все нормально. Но я вспоминаю 2014 год, когда из-за массовых пропадал свет, связь и вода. Для этого даже не надо придумать нечто экстраординарные. Массированные обстрелы инфраструктуры, чем ВСУ занимались в 2014 году, могут создать серьезные проблемы.
- Украинский пропагандист Алексей Арестович недавно заявил, что пошлет Путину бутылку коньяку, если он признает ДНР и ЛНР. Украине это действительно будет выгодно или это бравада?
— Судя по тем сигналам, которые мы получаем последний месяц, признание республик вполне возможно. Если об этом уже заговорили в партии власти и обратились к президенту, то как минимум это вариант рассматривается в верхах. Да и вообще я не вижу другого варианта развития событий.
Дипломатия не работает и определить будущее региона можно только путем его признания. Это даст России возможность разместить здесь военные базы, как это было сделано в случае с Абхазией и Южной Осетией. Я бы еще также отметил, что Абхазия и Осетия были признаны в советских границах, и в случае с ДНР/ЛНР имеет смысл делать то же самое, признав их в границах областей. Это даст пространство для маневра, если вдруг начнутся боевые действия и нужно будет выходить на границы областей.
Что касается выгоды Украины, то это такое «колесо Генатьбы», когда они любую «зраду» превращают в «перемогу». Любое военное и геополитическое поражение они в любом случае попытаются преподнести как свою победу.