Страсти по признанию ЛДНР

Госдума проголосовала за обращение к президенту с просьбой признать ДНР/ЛНР. И тут же в СМИ началась эйфория. Как минимум заявлено, что стартовал процесс признания республик Россией. Некоторые особо прыткие заявили, что Дума уже «признала ДНР/ЛНР», теперь, мол, должен только президент признать
Подписывайтесь на Ukraina.ru

На самом деле каждое государство имеет свою процедуру признания политических новообразований. Где-то признание входит в полномочия парламента. Хоть, как правило, и в этом случае старт процедуры инициирует исполнительная власть. Где-то признание является исключительной прерогативой верховного суверена или главы государства. Россия относится к числу последних.

Поэтому с формально-юридической точки зрения в процессе признания не изменилось ничего. Раньше депутаты заявляли о необходимости признания республик по отдельности, а теперь заявили все вместе, только и всего. На самом деле, процесс признания Россией республик стартовал ещё в 2017 году, когда Москва признала документы и автомобильные номера ДНР/ЛНР. Если не считать полного признания независимости ДНР/ЛНР в июне 2014 года со стороны Южной Осетии, которая сама является частично признанной (Россия и ещё четыре государства), признав документы и номера, Москва дальше всех членов ООН зашла в процессе международно-правовой легитимации республик.

Ростислав Ищенко: кто онОдин из главных экспертов МИА «Россия сегодня» по вопросам русско-украинских отношений. Звезда авторской передачи «Ищенко о главном» на YouTube-канале издания Украина.ру

В дальнейшем Россией было принято решение о принятии граждан ДНР/ЛНР в российское гражданство в упрощённом порядке. Количество выданных в Донбассе российских паспортов приближается к семистам тысячам, но количество желающих не уменьшается. Это свидетельство верного понимания Москвой ситуации: Донбасс желает не независимости, а вхождения в состав России, рассматривая независимость лишь как первый шаг на этом пути.

Поскольку годы войны и безальтернативных, но невыполнимых Минских соглашений измотали жителей Донбасса, а возможность решить вопрос с присоединением территорий к России оставалась всё такой же далёкой, принятие в гражданство открывало перед желающими возможность интегрироваться в Россию в индивидуальном порядке.

Именно необходимость жить на линии фронта, готового в любой момент вспыхнуть не спорадическими обстрелами, а полноценной войной, больше всего досаждает гражданам ДНР/ЛНР. Отсюда ещё одна связанная с признанием легенда. Тогда, мол, ничто не помешает России поставить на линии разграничения свою армию и принудить Украину к окончательному миру.

Это неправда. На самом деле и так ничто не мешало России подавить деятельность ВСУ не только на линии разграничения в Донбассе, но и по всей Украине. Наши американские «партнёры» ещё в 90-е годы ввели в международный оборот понятие «гуманитарная интервенция». А после руандийского геноцида мировое сообщество по умолчанию согласилось с тем, что при организации «гуманитарной интервенции» можно обойтись без мандата ООН (США неоднократно так и поступали, развязывая полноценные войны). Мол, ООН слишком медленно решает, а людей убивают, поэтому можно вначале послать войска, а уж потом как-нибудь это дело легитимировать (или даже не морочить себе голову легитимацией, ведь интервенция «гуманитарная»).

Госдума сделала первый шаг к признанию ЛДНР РоссиейГосударственная Дума во вторник, 15 февраля, большинством в 351 голос проголосовала за проект постановления обращения к президенту России Владимиру Путину признать ДНР и ЛНР. Его инициировала КПРФ. Альтернативный проект «Единой России» набрал 310 голосов

Кроме того, в 2014 году Украина допускала обстрелы российских пограничных пунктов пропуска, залетали отдельные снаряды и в приграничные российские сёла, в результате не обошлось без прискорбных фактов смерти местных российских жителей. Так что при желании повод отправить армию и под корень уничтожить украинские силовые структуры у России был.

Он и сейчас есть. Россия на официальном уровне неоднократно обвиняла украинских военных и политиков в нарушении правил ведения войны, преступлениях против человечности и военных преступлениях. Уголовные дела против конкретных преступников в погонах и в штатском открывались и продолжают открываться Следственным комитетом. В таких случаях те же США говорят, что в конкретной стране «власть себя делегитимировала», «начав войну против собственного народа» и считают это достаточным поводом для вторжения.

Но точно так же, как США не в каждую страну вторгаются, Россия использует армию точечно и аккуратно, поскольку всегда остаётся вопрос: «Что мы будем делать после победы?» То есть армия используется там и тогда, где отсутствует иной способ добиться нужного решения, а использование войск, как минимум, не вредит долгосрочным государственным интересам. Таким образом, от использования войск Россию удерживало не отсутствие юридических возможностей, но убеждённость в том, что выигранная война ослабит, а не усилит наши геополитические позиции. Кстати, Москва не раз заявляла, что при определённых условиях (например, при нападении Украины на Донбасс) Россия готова к быстрому и решительному использованию армии, даже если это приведёт к демонтажу остатков украинской государственности.

Просто о сложном. Возможна ли война между Украиной и РоссиейПрежде чем отвечать на вопрос «будет ли война?», зададимся другим вопросом: зачем она России? Ведь войны начинаются не чтобы «почесать кулаки», а ради материальных выгод: территориальных, ресурсных, политических

Так что с точки зрения военных возможностей даже полноценное признание независимости ДНР/ЛНР президентом, не говоря уже о всего лишь обращении Госдумы тоже ничего не добавляет и не убавляет. Напомню, что Россия в августе 2008 года вначале провела операцию по принуждении Грузии к миру, а уж затем признала независимость Абхазии и Южной Осетии, большинство граждан которых на тот момент имело также российские паспорта. Отсутствие признания не остановило российскую армию, а наличие у абхазов и осетин российского гражданства не ускорило её выступление.

Что на самом деле даёт обращение Госдумы?

Оно расширяет возможности российской власти для манёвра в ходе идущих трудных переговоров с Западом, на которых Россия добивается как раз снижения угрозы войны на украинской территории, а не права такую войну начать. Теперь и Путин, и Лавров могут спокойно говорить своим западным коллегам: «Наш парламент, выражающий волю народа, требует признания ДНР/ЛНР. Как вы понимаете, это похоронит Минские соглашения, по которым республики признаются частью Украины. Мирный процесс надо будет начинать заново и не факт, что до чего-то удастся договориться. Вряд ли Украина согласится с новой постановкой вопроса. Опасность войны возрастёт. Поэтому заставьте своих киевских клиентов выполнять Минские соглашения. Только так мы можем несколько успокоить общественное мнение в своей стране. Иначе придётся прислушаться к позиции Думы».

И хочется и колется. Как Шольц пытался с Путиным подружитьсяКанцлер ФРГ Олаф Шольц не в восторге от истерии, устроенной США и Великобританией по поводу «агрессии России к Украине», и выступает за более тесное сотрудничество с Москвой. Однако его слабая позиция внутри Германии и жёсткая позиция Вашингтона заставляют делать заявления, которые канцлеру ФРГ делать явно не хочется

Это ещё один рычаг давления на европейцев (американцам всё равно, они войны хотят), которых Россия понуждает занять более конструктивную позицию и публично отказаться от односторонней поддержки США.

В целом же я неоднократно говорил и писал, что признание/непризнание, как любые другие дипломатические и недипломатические шаги — лишь отдельные незначительные операции в глобальном противостоянии России и США, элементами которого являются украинский и донбасский (равно как и многие другие, включая сирийский) кризисы. Было бы ошибкой смотреть на глобальный кризис сквозь призму донецкого или украинского и искать чудодейственное средство его разрешения в тактических шагах регионального значения. Наоборот, именно разрешение российско-американского противостояния определит и судьбу Украины, и судьбу Донбасса.

Рекомендуем