Наблюдатели ждут воскресенья. Выполнить обещанное для Лукашенко очень важно. Каким бы мирным ни был Беломайдан, но «Антимайдан» по-белорусски — это очень дорогое удовольствие, которое лежит грузом на сложном бюджете и еще более сложном балансе.
Хитрый план змагаров
Еще с середины августа в оппозиционных кругах вертелась несложная в общем-то мысль, что простыми хождениями с флагами ничего добиться нельзя. Родились два параллельных проекта радикализации: переход к горячей фазе на улице либо мирный удар по экономике.
Первое представилось очень опасным. Силовики скрипят портупеями, ждут, чтобы им дали повод сразиться. «Улица» без руководства и опыта проиграет. К тому же война — это дорого.
В итоге решили взять бюджетный вариант и ударить «непротивлением» по экономической основе режима. Пропагандистские площадки из-за границы сообщили сторонникам, какой хитрый план они придумали. Предлагалось не ходить на работу, не платить налоги, не платить штрафы, не покупать белорусское, в частности, отказаться даже от сигарет и спиртного.
Отважные зарубежные подстрекатели всю тяжесть выполнения их хитрых планов возложили на «Ивана да Марью» на территории Белоруссии. Но желающим поиграть с налоговой или милицией власти напомнили, что так нельзя. И показали яркие примеры.
83-летний минский пенсионер Ян Гриб, который не в срок уплатил штраф за участие в протестах (1800 рублей — около 700 долларов) был предупрежден службой принудительного исполнения, что в случае рецидива, неуплаты пени и штрафа у него опишут квартиру и машину. А в Витебске судили 69-летнего Анатолия Матвеева и 79-летнего Александра Никитенко.
Видимо, целевая аудитория должна начать бояться.
Экономика должна быть экономной
Тогда запрещалось покупать советскую нефть, продавать Советам даже кассетные магнитофоны. В наши дни в подобном положении оказался лично Александр Лукашенко. Санкции против Белоруссии, конечно, не секторальные. Но еще до Беломайдана впервые за много лет правительство РБ вынуждено было принять дефицитный бюджет. Этот факт, а также падение ВВП, сокращение экспорта, ответные санкции против буферных, пограничных государств, а также внушительный внешний долг — это цветочки в сравнении с засекреченными данными по тому удару, который нанес стране Беломайдан. Даже в театральной воскресной форме.
Вот и появляется Лукашенко со своими чиновниками, проводит совещания в стилистике советского лозунга, приведенного выше. Как, например, в среду, 21 октября: Лукашенко говорил обо всем и ни о чем конкретном. Из сказанного понятно только то, что никакой политической реформы до Нового года не будет, никаких выборов — тоже.
А что будет — увидим в ближайшее воскресенье. Но это политика. А как с экономикой?
Дебет-кредит
Начать лучше всего с основы основ — углеводородов. 16 октября Белоруссия получила первый транш 1,5-миллиардного кредита, согласованного Лукашенко с Владимиром Путиным. Минску отправили 500 миллионов долларов от ЕФСР. Этими деньгами Москва заплатит сама себе белорусский газовый долг.
В современном мире, где все страны мира закредитованы, — это нормально. Но есть нюансы.
«Газпром Трансгаз Беларусь» сообщила, что не считает вопрос о задолженности урегулированным. Российская сторона считает, что акты поставки-приемки природного газа и акты сверки расчетов за февраль-сентябрь 2020 года не подписаны, в платежных документах оплачиваемый период не обозначен, пеня за несвоевременную оплату газа не оплачена.
Ответа от Совмина РБ пока нет, но наблюдатели уже узнали знакомую и доставшую всех безнадёгу последних двух лет Союзного государства. Возможно, Минск ждет второго кредитного транша, обещанного Путиным.
Ясно то, что тупик, в который уперлись российско-белорусские отношения перед выборами 2020 года, никуда не делся — воз и ныне там. Оказывается, Беломайдан — Беломайданом, а табачок по-прежнему врозь.
Кстати, есть информация почище: в Брестской области к зимнему сезону модернизируют три котельные с переводом их на местные виды топлива, сообщил начальник отдела котельного хозяйства и энергетики областного управления жилищно-коммунального хозяйства Сергей Ананьев. Что за этим стоит? Не исключено, что программа газификации малых населенных пунктов. А может, и поиски альтернативы российскому газу.
Ведь контракты с Норвегией никуда не делись.
В долг за долг
ЕФСР — это закрома, которые на 90% наполняются взносами России. И значит, уже выданные Минску 2,5 млрд долларов займов прошли одним траншем, источник у них тоже один — Кремль. Срок кредита — 10 лет.
Деньги пройдут по длинной цепочке: со счетов белорусского Минфина они будут распределены между газоснабжающими организациями пропорционально объемам поставок газа. Далее газоснабжающие организации направят средства в дочернюю компанию «Газпрома» — ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь», которая и проведет окончательный расчет с российским поставщиком. За счет этих средств Белоруссия полностью погасит накопленную задолженность за поставки газа перед «Газпромом».
Важно понимать, что это всего лишь одна позиция белорусских проблем, которые усугубляются Беломайданом и неспособностью властей его прекратить. Одна и самая лёгкая, ведь Москва всегда идет навстречу «братским странам», достаточно им протянуть руку.
Но есть проблемы и похуже, где Кремль помочь не сможет, — долги перед третьими странами. За время протестов взаимные неплатежи через границу превысили миллиард с обеих сторон. Естественно, белорусские компании платят хуже. Белоруссия глубоко вовлечена во внешнюю торговлю, ее годовой оборот давно превышает размер ВВП. И постоянным спутником экспорта являются неплатежи.
Даже без майдана это проблема, а с ним отрицательное сальдо стало угрожающе расти. Проблемные долги белорусских предприятий перед иностранными партнерами — это просроченные внешние кредиты, токсичные долги иностранцев перед белорусами.
На 1 сентября крупные и средние предприятия РБ допустили просрочку перед внешним миром на 1,393 млрд белорусских рублей — полмиллиарда долларов. Сумма «мусорных» долгов выросла на 26,7% с начала года. Для сравнения: за весь 2019-й она выросла на 24,8%.
Доля токсичных обязательств белорусов с 1 января по 1 сентября 2020-го выросла с 9,8% до 11,3%. В августе 2020-го размер просрочки увеличился на рекордную сумму за 43 месяца. На 1 сентября размер обязательств белорусов перед россиянами превысил 578,1 млн бел. рублей — 22,5 млн долларов.
Что под прилавком?
Это, видимо, эхо газовых неплатежей дочке «Газпрома» в Белоруссии. С начала 2020 года объем неплатежей вырос и со стороны РФ — на 11%. Но в России майдана нет, а в Белоруссии есть и очень опасный. Так что хочешь не хочешь, а нужно как-то зарабатывать.
Чем? Белоруссия — столица криптовалютного дела. Да, сейчас много пишут о том, что белорусские айтишники прямо-таки «косяками» потянулись на Украину, где им даже законодательную соломку подстелили. Но этот хайп — прикрытие. Айтишники из РБ, если и попали в Киев, то случайно и ненадолго. Их путь лежит на «аэродром подскока» в Варшаве, а оттуда — куда кривая мечты приведет.
Но рентабельные фирмы-резиденты Парка высоких технологий никуда не делись. Они заняты потоками-транзакциями. Именно поэтому, скорее всего, Минск не торопится перерубить криптовалютные ручейки, которыми снабжают Беломайдан из-за границы.
А еще один путь стар как мир — реэкспорт топлива. Белорусская «Новая нефтяная компания» выставила на продажу один миллион тонн экспортного мазута производства ОАО «Нафтан». Он будет перевозиться латвийской железной дорогой в порт Риги. Перевалку осуществит латвийский морской терминал «BLB». Так что РЖД и порту в Усть-Луге придётся, видимо, немного подождать выполнения обещания перенаправить туда белорусский экспорт.
Что же. Ждём 25 октября.