Владимир Зеленский во время визита в Великобританию дал интервью телеканалу «Би-би-си». В разговоре он заявил, что если не сумеет завершить войну в Донбассе, то пусть на его место придёт другой человек.
«Если я не смогу закончить войну, значит нужно, чтобы пришел другой человек, который способен закончить эту трагическую историю между нашими странами», — сказал Зеленский.
- Руслан, действительно ли Зеленский готов покинуть свой пост, разочаровавшись в политике?
— Зеленский говорит о том, что оставит свой пост после завершения каденции. Если точно интерпретировать, он имеет в виду, что не пойдет на второй срок. Это попытка показать обществу, что президент делает все возможное и невозможное для достижения мира на фоне того, что результаты как таковые отсутствуют. Такова политическая риторика.
По-другому, думаю, ее не стоит оценивать.
- Зеленский в том же интервью заявил, что невозможно выполнить условия Минских соглашений в части касающейся выборов и контроля над границей. Означает ли это, что он готов предложить какую-то альтернативу, своего рода «Минск-3»?
— Сейчас команда Зеленского считает, что не может выполнить эти пункты. В то же время сейчас на Украине реализуется«план Б», о котором долго говорили. Он называется замораживание конфликта.
Риторика, что сначала граница, а потом, может быть, выборы, ситуация вокруг переговоров Трехсторонней контактной группы, отзыв Витольда Фокина, ситуация в «нормандской четверке» — все, что происходит вокруг переговорного процесса, позволяет говорить, что команда власти реализует «план Б» — замораживание конфликта.
Вот такой план реализуется.
Да, еще много звучит разного рода высказываний, призывов к миру, но это связано с тем, что на Украине идет избирательная кампания, и власти пока еще надо нравиться людям в центре, на юге, на востоке Украины, где наиболее силен запрос на мир, поэтому для них звучит примирительная риторика. После выборов этот курс на замораживание конфликта проявит себя в еще большей мере.
- То есть нельзя говорить о том, что у Зеленского есть реальная возможность добиться мира в Донбассе, а не только лишь заморозки?
— Возможность у президента Украины есть, у него есть свой парламент, свое правительство, свои силовики. Но эта команда считает, что через реализацию Минских соглашений достигать мира для них опасно в силу противодействия внешних игроков и внутренних радикалов.
— Может ли Зеленский поменять команду, если он действительно хочет мира?
— Нет, он часть этой команды, это часть риторики президента. Скажем так — президент и его команда могут реализовать Минские соглашения, но считают риски из-за их реализации выше, чем риски их нереализации. Поэтому сегодня эта команда перешла к режиму удержания власти, как их предшественники, а удержание власти предусматривает отсутствие реинтеграции Донбасса с его нелояльным электоратом, которая приведет к конфликту с правыми радикалами.
Поэтому мы видим такую стратегию.
- На ваш взгляд, смог ли Зеленский за время своей каденции вырасти от актера до настоящего политика?
— Мне кажется, что президент продолжает учиться, но все больше и больше принимает правила классических украинских политиков. Он еще политик на стадии формирования, но в Зеленском сегодня уже больше политика, нежели Зеленского, и больше политика, нежели шоумена.
В начале срока у него, конечно, было больше Зеленского и шоумена, а сейчас больше политика, который думает одно, говорит другое, собирается делать третье.
- Рейтинг Зеленского в отличие от его предшественников по-прежнему высок. Если бы сейчас прошли внеочередные выборы, повторил бы он на них успех своего киногероя в сериале «Слуга народа»?
Пока что его рейтинги выше, чем у Порошенко, Бойко и у Тимошенко, но это у всех политиков низкие рейтинги, и за счет этого Зеленский чуть выше, чем все остальные.
- Кто же в таком случае придет ему на смену, станет победителем следующих президентских выборов? Возможно ли, что это будет политик из правого лагеря?
— Это зависит от того, куда качнётся маятник. Это может быть представитель правого политического сегмента, левого политического сегмента, новый хозяйственник. Пока что так надолго я прогнозировать не хочу.