Целью операции было заманить военных на территорию Украины и задержать, таким образом пополнив «обменный фонд». Как прокомментировали эту новость или очередной информационный вброс эксперты — в обзоре соцсетей.
Главред издания «Страна» Игорь Гужва разбирался в мотивах и доказательствах причастности украинских спецслужб к задержанию "военных ЧВК": «Публикацию переговоров СБУшников с «вагнеровцами» можно считать подтверждением версии о том, что россиян заманили в Минск при участии украинских спецслужб и, соответственно, никаких массовых беспорядков они в Беларуси устраивать не планировали.
Для чего заманили — тут есть разночтения.
По версии нардепа Гончаренко и Бутусова их хотели отправить из Минска на самолете, который посадить затем в Киеве и «принять» всех 32 «вагнеровцев» для пополнения обменного фонда и получения показаний по их участию в войне на Донбассе. Но по настоянию Ермака операция была перенесена, а затем из окружения Зеленского пошла утечка информации и россиян захватили белорусские спецслужбы.
По версии, которая сейчас является почти что официальной в России, СБУ заманила «вагнеровцев» в Минск и сдала их белорусским властям для того, чтоб столкнуть лбами Путина и Лукашенко, а затем и получить воевавших на Донбассе «наемников ЧВК» в порядке экстрадиции (чем рассорить РФ и Беларусь окончательно).
На данный момент более правдоподобной кажется вторая версия.
Но интереснее даже другое.
История с «вагнеровцами» стала частью глобальной мистификации на тему «Путин готовит Майдан для свержения Лукашенко». В эту мистификацию было втянуто огромное количество людей включая Лукашенко, который теорию о «руке Москвы» продвигал лично.
Мотив Бацьки был понятен — убедить Запад в том, что против него играет Путин и добиться, чтоб США и ЕС закрыли глаза на подавление акций протеста. Но те, кто Лукашенко посоветовал такую стратегию наверняка понимали, что это не подействует, так как «центр управления» протестами находился не к востоку, а к западу от Беларуси. Их реальная цель была другая — к моменту выборов настолько ухудшить отношения Лукашенко и России, чтоб Путин не признал его победу. И тогда Бацька, столкнувшись с практически полной изоляцией (Китай далеко), потерял бы власть очень быстро.
Но Путин на эту разводку не повелся, Лукашенко он поддержал, благодаря чему белорусский президент удержался в первую критическую неделю и теперь противостояние перешло в затяжную фазу с перспективой постепенного угасания протестов.
Впрочем, впечатление об угасании может быть и обманчиво. В середине января 2014 года также многим казалось, что Майдан «выдыхается», но начало силового фазы на Грушевского кардинально поменяло ситуацию. Что-то подобное может произойти в той или иной форме и в Минске.
Но очевидно, что блицкриг по свержению Лукашенко не удался. И противостояние может идти еще не день и не два. В конце концов есть пример Венесуэлы, где масштабный конфликт власти и оппозиции идет годами, есть даже «альтернативный» президент Гуайдо, но реальная власть в стране по-прежнему принадлежит Мадуро. Причем ему куда тяжелее, чем Бацьке. России под боком у него нет».