Лизан: Минск пытается принудить российских нефтяников перейти на давальческую схему

Журналист Иван Лизан на своей странице в соцсети Facebook пояснил, чем вызван указ правительства Белоруссии о поднятии акцизов на автомобильное топливо и как это отразится на внутреннем рынке страны
Подписывайтесь на Ukraina.ru

О принуждении РФ к поставкам нефти в РБ.

В Беларуси задним числом подняли ставку акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо. Информация о подписании указа появилась 3 марта, а ставки подняли с 1 марта.

Для белорусских НПЗ ставка акциза применяется с коэффициентом 0,25, то есть пониженным. Мера направлена на «исключение необоснованного импорта топлива и повышение привлекательности переработки нефти на белорусских НПЗ».

Белоруссия допускает реверсные поставки нефти из Польши по «Дружбе» в 2020 годуМинск не исключает реверсных поставок нефти на белорусские НПЗ через территорию Польши по магистральному нефтепроводу «Дружба» до конца 2020 года. Об этом сообщил председатель белорусского госконцерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков, передает БелТА 2 марта

Фактически, данным указом Минск пытается принудить российские нефтяные компании, у которых есть сеть АЗС в РБ, согласиться на предложенную им давальческую схему поставок нефти в РБ. Какие условия являются актуальными — не ясно, но ранее речь шла о схеме 80/20 в пользу НПЗ, то есть российским компаниям доставалось бы 20% нефтепродуктов из переработанной российской нефти.

Понятное дело, что «Роснефть» и «Лукойл» от такого щедрого предложения отказались. Топливо из РФ напрямую они импортировать не могут — это запрещено с 2019 года, поэтому, вероятно, везли его из Прибалтики. Теперь же есть риск того, что топливо останется только на заправках «Белнефтехима».

РБ, безусловно, суверенна в принятии решений, пусть даже и задним числом и явно дискриминационных, — в конце концов, у каждой правовой системы есть свои неправовые особенности — но и Россия тоже обладает правом отказаться подобного предложения. С Москвой компания Алекперова как-то договорится, а «Роснефть» проживёт и без белорусского рынка. Запас прочности у компаний вполне достаточный, чтобы пережить и сезон ремонта на европейских НПЗ.

Проживёт ли белорусский потребитель без нефтепродуктов и нефти пока власть не наладит альтернативные схемы поставок, чтобы не «стоять на коленях» — на этот вопрос мы узнаем ответ в ближайшее время.

Но суверенитет и есть суверенитет. За всё приходится платить.

Рекомендуем