- Александр Глебович, вы в прошлом интервью для нашего сайта по поводу предстоящей встречи в Париже нормандской четверки предположили, что прорыва по Донбассу не будет. Ваш прогноз оправдался?
— Ну, это судить читателям. Вам судить. То, что прорыва большого не было, это так, но его никто и не ожидал. Но в то же время я считаю, что встреча не прошла даром. Она состоялась не зря.
- Почему?
— Потому что изменилась атмосфера. Участники говорили друг с другом вежливо, без агрессии, что уже хорошо. Они смотрели друг другу в глаза с уважением. И уже это является каким-то движением вперед.
Они договорились о главном, что будут разведены войска и до Нового года прекратится огонь. Предполагаю, что еще до Нового года будет какой-то обмен пленными. Все стороны начинают быть более сговорчивыми. Мне кажется, что это можно только приветствовать.
Следующая встреча, как я понимаю, состоится в Берлине, на Пасху. Думаю, тогда уже можно будет конкретизировать вопрос об автономии отдельных районов Донбасса, о выборах, об амнистии. Будут говорить и о передаче границы между Россией и сепаратистскими образованиями под украинский контроль.
- А вот вы лично и вообще в Германии верят в то, что ЛДНР передаст под украинский контроль границу с Россией?
— Все понятно, что происходит: Украина хочет получить контроль над границей, а потом выдавить сепаратистов или ополченцев в Россию или вообще разоружить. Если они будут контролировать границу, то помощь в Донбасс из России поступать не сможет. Вот этого хочет Украина. Причем она хочет это получить с помощью Запада.
Но Россия никогда на это не пойдет. У России другая точка зрения: давайте дадим этому региону автономию. Фактически она выступает за приднестровский вариант. Вот на приднестровской границе стоят приднестровские пограничники. А кто сказал, что в Донбассе на границе не будут стоять представители Донбасса в пограничной форме. Но по-другому и не выйдет. Западноукраинские войска, провокаторы и люди, агрессивно настроенные к России, не будут стоять на границе. Это безумие. Поэтому автономия Донбасса будет своих украинских пограничников ставить на границу Украины и России.
Думаю, с этим должны будут все согласиться.
- Как немецкая пресса, немецкий политический класс оценивают переговоры в Париже? Они оптимистично настроены или скептически?
— В прошлые годы писали с возмущением только то, что Россия напала на Украину. Причем забывалось, что перед этими событиями в Киеве произошел путч. Писалось, что майдан — это выплеск демократии, а Россия не дает людям свободу. Все это сильно муссировалось прессой. И Россия представлялась как единственный виновник.
Вот все это сейчас изменилось. Сейчас пишут о коррупции в Украине. В Германии все больше и больше согласны с тем, что не надо было Украину ставить перед выбором — либо Запад, либо Россия.
Самое главное движение в сторону России идет со стороны бизнеса, в среде которого считают, что надо убрать санкции в отношении России, так как они ни к чему не привели, а в то же время западные фирмы теряют много денег. Поэтому в этом плане тоже поменялась атмосфера.
Связи с Россией для Германии, конечно, должны быть важнее, чем поддержка вечно утопающей Украины.