Этот народ для нас не посторонний
Говоря об отношениях с Украиной, глава правительства предположил, что президент Украины Владимир Зеленский хочет нормализовать ситуацию в своей стране и улучшить отношения с Москвой.
«Очевидно, что нынешний президент хочет договориться по ключевым вопросам развития своей страны и с нашей страной в том числе. Чтобы мир был, чтобы как-то все-таки возобновились на более высоком уровне торгово-экономические отношения», — отметил Медведев.
Медведев напомнил, что предшественник Зеленского, экс-президент Украины Петр Порошенко, не хотел установления мира в стране. Нынешние протесты на Украине организовала та же партия войны, считает глава правительства РФ.
«Вот я сегодня к вам ехал, смотрел, там (на Украине. — Ред.) целый ряд политических сил сказали — вот все идем на Майдан, встанем и будем кричать, что ни пяди нашей земли, ни в коем случае не принимать решений вопреки украинским интересам и так далее. Вроде бы и понятные слова, в то же время очевидно, что это удавка, которую пытаются на него (Зеленского. — Ред.) накинуть так, чтобы он не посмел вообще выйти за те границы, которые были очерчены его предшественником (Порошенко. — Ред.)», — сказал Медведев.
Он напомнил, что Порошенко был и остается сторонником военного решения конфликта в Донбассе.
«Он был представителем партии войны, и чем дольше эта война на территории Украины продолжалась бы, тем для него лучше, это позволило бы ему находиться у власти, на что, собственно, он и рассчитывал, по всей вероятности. В эту же историю пытаются затянуть и Зеленского», — подчеркнул он.
Медведев считает, что сейчас все зависит от самого Зеленского, у которого пока еще высокий уровень поддержки населения. Глава украинского государства должен понимать свою ответственность перед Украиной и украинским народом, сказал российский премьер.
«А то, что этот народ для нас не посторонний, все и так отлично знают», — добавил он.
Ухудшение отношений с Западом
Ситуация вокруг Украины вызвала ухудшение отношений с Евросоюзом. Дмитрий Медеведев назвал взаимные экономические санкции «торговыми войнушками», которые, по его мнению, закончатся хорошо.
«Человечество вообще бы исчезло, если в конечном случае, в исторической перспективе не было бы все хорошо. Я думаю, что и торговые войны закончатся, и всякого рода ограничения будут сняты, но нам нужно жить сейчас», — сказал премьер-министр РФ.
По его словам, Москва исходит из того, что торговые отношения должны быть многовекторными.
«Чем больше стран с нами в торговых отношениях состоит, тем лучше. Думаю, что нужно набраться мужества и признать некоторые ошибки и выйти в плоскость нормализации отношений», — пояснил Медведев.
Он уточнил, что перемирие в нынешних «торговых войнушках» может начаться только по инициативе Европейского Союза.
«Как мы неоднократно говорили — не мы эту "войнушку" начали, и не нам ее завершать. Они сами должны объявить перемирие. Тогда все можно вернуть в нормальное русло», — сказал премьер.
Он отметил, что в конфликте с Западом едва не дошло «по сути до объявления войны».
«Когда у нас начались стычки, например, с американцами, абсолютно всерьез — мы это знаем и об этом были публикации — обсуждался, например, вопрос о том, чтобы отрезать нас от системы верификации платежей (SWIFT). Это вообще-то, что называется, удар под дых, это по сути объявление войны, но тем не менее это обсуждалось», — обратил внимание глава Кабмина РФ.
Советские льготы оставить, экономику ускорить
Вопреки заявлениям некоторых западных лидеров, обещавших порвать экономику России в клочья, она выстояла и стабилизировалась. Однако, по словам Медведева, ее рост нужно немного подтолкнуть.
«Действительно, рост есть, но он не такой, как нам нужен, это понимают все, об этом говорил президент, об этом, естественно, мы говорили в правительстве, поэтому нужно этот рост немного подтолкнуть. Как? Я провел на эту тему целый ряд мероприятий, советовался с экспертами, с бизнесом. Мы определили ряд направлений, которые вошли в специальное поручение, подписанное мной именно по ускорению роста», — сказал Медведев.
По его словам, в первую очередь необходимо снизить административные барьеры.
«Их столько насоздавали за все годы жизни нашего государства, начали создавать еще почти сто лет назад, и мы сейчас со всем этим, так сказать, разбираемся. Я имею в виду так называемую административную реформу и так называемую гильотину регуляторную, которая придумана для того, чтобы отсечь нормативные акты, которые уже не работают, но висят таким дамокловым мечом, давят на бизнес и давят в конечном счете на каждого человека», — сказал Медведев.
«Ни в коем случае не трогать льготы, преимущества, которые вводились в советский период, такие акты, естественно, сохранятся, пока мы их не ретранслируем в современные акты», — отметил премьер-министр.
Второе, по его мнению, направление работы — деловой климат.
«Здесь мы наметили целый ряд шагов, включая совершенствование законодательства. И законодательства в сфере гражданского права, административного права и уголовного права. Совсем недавно мы с коллегами обсудили такой важный закон, как закон об инвестиционной деятельности, который позволит совершенно по-новому регулировать инвестиционные проекты, что очень важно для того, чтобы их было больше, потому что это развитие», — сказал Медведев.
«Распечатать кубышку»
Также, по его мнению, нужно следить за рынком труда, чтобы появлялись новые профессии и специальности, которые важны для экономики страны.
«Мы в целом приняли решение о том, чтобы в известной степени, как принято говорить, "распечатать кубышку", то есть открыть возможности, связанные с фондом национального благосостояния России», — сказал Медведев.
Он отметил, что это особый инструмент, неприкосновенный запас на тот случай, если в мировой экономике случится кризис.
«По всей вероятности, в ближайшие несколько лет мы направим из ФНБ сумму, приблизительно равную одному триллиону рублей. Это очень большие деньги. И эти деньги будут использоваться для инвестиционных проектов, для развития экономики», — рассказал политик.
Он уточнил, что, для того чтобы эти проекты заработали, помимо государственных средств необходимо будет привлечь и частные, причем в четыре раза большую сумму.