В среду, 13 ноября, Верховная Рада в первом чтении приняла закон о рынке земли.
«Между первым и вторым чтениями в действующий проект закона будут внесены правки, согласно которым право продавать и покупать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании, основанные исключительно украинскими гражданами», — обещал за два дня до голосования президент Украины Владимир Зеленский.
Таким образом, он отчасти противоречил себе, ведь в том же видеообращении Зеленский пояснял, какие выгоды принесет украинским крестьянам возможность распоряжаться землей по своему усмотрению. Впрочем, позже Зеленский пояснил, в каком случае власти изменят свое решение.
«Иностранцы и компании, среди основателей которых есть иностранцы, получат право покупать украинские земли, украинские земельные участки только в случае, если на это будет дано согласие народа Украины на всеукраинском референдуме», — рассказал Зеленский.
Он также пообещал, что в ближайшее время украинский парламент разработает и примет закон, «который четко установит виды и механизмы референдума и наконец предоставит украинцам право решать судьбу этого или другого очень важного для них вопроса».
Но когда будет судьбоносный для Украины референдум? Масла в огонь подлил спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков.
«Референдум состоится только после того, как украинское общество определится, на что оно готово: или привлечь и дать возможность иностранцам покупать землю украинскую, или продавать корпоративные права. Тогда этот рынок будет открыт и для иностранцев, но после референдума <…> Плюс будет переходный этап, когда украинские граждане увидят, как работает рынок земли, и после этого, ориентируясь уже не в мифах, а в том, что видят вокруг себя, они будут определяться. Надо позволять, чтобы к нам пришли там французы, поляки <…> Давайте дождемся, когда будет принят закон о референдуме. Я думаю, что это может произойти раньше, чем в 2024 году», — заявил он вечером 14 ноября в эфире программы «Право на власть» на телеканале «1+1».
Упомянутая им дата смутила умы многих украинцев. Все-таки пятилетний срок — это немало.
«Всеукраинский референдум о рынке земли может быть проведен раньше 2024 года, но после того, как закон о рынке земли будет принят во втором чтении», — сообщил спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков в эфире центрального ТВ-канала. Это же телега впереди лошади, не находите? И нужен ли будет уже референдум, когда земли не останется?» — задалась вопросом бывший народный депутат Украины Юлия Ковалевская (Ляхович).
Такой же вопрос задают и многие другие: не распродадут ли украинскую землю олигархам, чтобы те потом втридорога продали ее иностранцам.
При этом многие забывают о том, что крайне важен и тот факт, каким именно будет закон о референдуме. Ведь помимо земельного вопроса есть и многие другие.
Правовая лакуна
В истории Украины было всего два референдума. Первый из них состоялся 1 декабря 1991 года и подтвердил Акт провозглашения независимости Украины. Второй прошел 16 апреля 2000 года и касался расширения прав президента, привлечения депутатов к уголовной ответственности, сокращения численности народных депутатов Украины с 450 до 300 и превращения однопалатного парламента в двухпалатный. Что интересно, во втором случае украинцы поддержали предложения власти, однако соответствующие изменения в Конституции так и не появились.
Причина была в том, что оба всеукраинских референдума, а также около двух сотен местных референдумов проводились по принятому еще Верховным Советом УССР закону «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 года. С ним была одна проблема. Обязательными были лишь «законы и иные решения», принятые на референдуме. Кроме того, в законе оговаривалось и то, что референдумы могут носить консультативный характер: чтобы узнать мнение народа по тому или иному вопросу.
И как бы ни был полезен второму президенту Украины Леониду Кучме референдум, проведенный в 2000 году, Верховная Рада воспользовалась существующей лакуной в праве и не стала прислушиваться в народной воле, сокращая свой состав.
Четвертый президент Украины Виктор Янукович решил исправить эту проблему. В ноябре 2012 года во многом подконтрольным ему парламентом был принят новый закон «О всеукраинском референдуме», который устанавливал возможность проведения только императивного референдума, исключив возможность проведения консультативных плебисцитов. При этом закон отчасти противоречил установленному Конституцией порядку, так как в нем упоминались и референдумы «по народной инициативе».
Этот закон действовал до весны 2018 года. Тогда — 6 апреля — Конституционный суд Украины принял решение о неконституционности этого законодательного акта из-за нарушения процедуры его принятия. В итоге в украинском праве образовалась еще большая лакуна.
И тут случились президентские, а затем и парламентские выборы 2019 года.
Референдуму — быть
После проведения выборов в Верховную Раду летом 2019 года в парламент поступило три законопроекта о референдумах. Что примечательно — один из них, инициатором которого были члены «Батькивщины» во главе с Юлией Тимошенко, поступил в парламент за три дня до приведения к присяге депутатов Верховной Рады IX созыва. Тимошенко зря торопилась — 12 ноября ее законопроект был снят с рассмотрения.
На сегодняшний день в парламенте находятся два законопроекта. Один был подан в первый день работы парламента нового созыва — 29 августа — депутатами от «Оппозиционной платформы — За жизнь» во главе с Юрием Бойко и Вадимом Рабиновичем. 5 сентября его предоставили для ознакомления нардепам, и с тех пор подвижек с ним нет. Другой законопроект поступил в Верховную Раду 2 сентября. Его инициатор — внефракционный депутат Дмитрий Шпенов. Его раздали депутатам для ознакомления на следующий день после документа Бойко-Рабиновича — 6 сентября.
Однако, судя по словам Разумкова, и эти документы ожидает печальная участь законопроекта Тимошенко. По крайней мере, даже если они и доживут до рассмотрения в сессионом зале Рады, правящее большинство их не поддержит.
«Сейчас нет закона о референдуме, но сегодня Руслан Стефанчук — первый заместитель главы Верховной Рады — вместе с командой специалистов занимается вопросами закона… Там даже не закон о референдуме, там будет пакет законов о народовластии: там будут местные референдумы, общенациональные референдумы, отзывы депутатов, народное вето и некоторые другие вещи, которые будут включены в перечень законов», — заявил Разумков.
Таким образом, в «Слуге народа» решили серьезно перекроить украинское законодательство, встроив нормы о референдуме в ту систему, которую правящая партия называет «народовластием». А это значит, что у законопроектов о референдуме от других политсил нет шанса на прохождение. С другой стороны, заявление Разумкова свидетельствует: с принятием закона о референдуме не будут тянуть до 2024 года. Но время на то, чтобы заполучить под свой контроль львиную долю украинской земли, у местных олигархов все же останется.