Нюанс состоял в том, что в ноябре жители столицы получили свежие платёжки за октябрь, и там чёрными буковками по относительно белой бумаге было написано, что граждане за октябрь таки должны. Причём должны немало.
В июне Кабмин установил новые тарифы на отопление. Для домов, оснащённых приборами учета, тариф должен составлять не более 1400 грн за 1 Гкал., а для домов без счётчиков тепла — 35,21 грн за 1 кв. м (это 1760,5 грн за отопление стандартной 50-метровой «двушки»). Средняя зарплата в Киеве на сентябрь сего года — 15,6 тыс. грн. Т.е. плата за одно только тепло — больше 10% средней зарплаты. Сравнение с пенсиями выглядит ещё более жутко, но пенсионеры в основном получают субсидии.
Годом ранее тариф составлял 1346,60 грн за 1 Гкал. для домов с приборами учёта и 31,33 грн за 1 кв. м для домов без приборов учёта (1566,5 грн за «двушку» же). Повышение на 4% для квартир с учётом и 12% с лишком — без него. Не так уж мало. Заметим, что количество домов со счётчиками тепла составляет сейчас примерно 10%, — в основном это дома новой постройки, притом что в домах дореволюционных и массовых советских серий («хрущёвках» прежде всего) установка счётчиков невозможна принципиально.
Итак, возвращаемся назад, к нашим платёжкам. На самом деле за неделю не так чтобы очень много получается, но в домах холодно (а при +10 на улице ночью в квартире без отопления, мягко говоря, прохладно), и важен сам принцип — насчитано за тепло, которое фактически не поставлялось.
Платёжки в Киеве отдельные для каждого поставщика коммунальных услуг. Соответственно каждый из них имеет свою горячую линию. Люди, получив платёжки, начали звонить в «Киевэнерго», которая, собственно, поставляет тепло.
Вообще «Киевэнерго» — организация загадочная. Вещь в себе. Достаточно вспомнить очаровательную манеру смены счетов, за которые надо платить за услуги компании при каждой смене владельца. С традиционным «зависанием» на старом счету авансовых платежей и появлением невесть откуда взявшихся долгов. А собственники компании меняются с периодичностью — то она городская, то уже в холдинге Ахметова, то опять городская… Причём последний раз город забрал её вместе с долгами, которые ахметовский холдинг наделал перед поставщиками электроэнергии, в этот же холдинг входящими. Ничего необычного — простая приватизация прибылей при национализации убытков. В общем, слоган «тепло и свет для киевлян» многозначительный… Потому что тарифы и долги тоже для киевлян.
При всех этих особенностях «Киевэнерго» для потребителей в целом доступна — можно услуги по интернету оплатить, можно позвонить. Вот люди и дозвонились.
— Не вопрос, — отвечают в «Киевэнерго», — предоставьте нам справку из ЖЭКа о том, что у вас тепла не было, мы вам эти деньги зачётом вернём.
Ага. Сами они там, в «Киевэнерго», не знают, давали они тепло или просто труба прохудилась. То есть знают, но мало ли — труба-то у ЖЭКа прохудиться могла. Или там краник открутить забыли. Всяко бывает.
Жители пошли в ЖЭК (или, точнее, в управляющую компанию), а им там и говорят:
— Погодите-погодите… То есть как это не было? У нас все ходы записаны — вот же, с 25 октября…
— Ну как же с 25-го, если трубы тёплые только 1 ноября стали?
— Ну и что? У нас по нормативу десять (!) дней на прогрев магистральных труб.
И тут сразу стало понятно, что это пришла Европа. Это ведь при проклятом «совке» тепло давали, и оно сразу попадало в квартиры. А на самом-то деле по европейским нормативам сначала надо трубы прогреть.
А платить за отопление труб надлежит потребителю. Ибо для него стараются — трубы греют. А то бы так из непрогретых труб тепло бы и получали…
И знаете что самое интересное? Находятся люди, которые в это верят…