Сначала крестный ход филаретовцев прошел перед Кабинетом министров и Офисом президента Украины, затем после проведенных там под моросящим дождем молебнов переместился к зданию Киевского апелляционного административного суда, который рассматривает дело по ликвидации филаретовской религиозной организации.
У суда, наконец, начался драйв, причем нешуточный. В зал суда филаретовцев не пустили, и они во главе со своими клириками попытались туда ворваться штурмом. Разбили стеклянную дверь, которую удерживали с противоположной стороны бойцы Нацгвардии в полной выкладке и даже в противогазах.
Внутри помещения суда начали спешно возводить у дверей баррикады из стульев. Затем Нацгвардия вместе с какими-то крепкими ребятами в спортивных куртках (возможно, киевская «Муниципальная варта», хотя у нее есть своя форма, или охрана суда) перешла в наступление и начала разгонять приверженцев Денисенко, включая по-прежнему размахивавших крестами священников в богослужебных облачениях.
Впрочем, разбитыми стеклами нынче никого не удивишь, а вот количество собравшихся в поддержку Филарета — на опубликованных фотографиях видны всего несколько десятков человек во главе с несколькими клириками и хиротонисанным 23 июня в епископа Васильковского Андреем (Маруцаком). До этого он был монахом Свято-Феодосиевского ставропигиального мужского монастыря, спешно произведенным перед этим в архимандриты, — это приговор. Кстати, столько же было и на «восстановительном» Поместном Соборе непризнанного Киевского патриархата, проведенном Филаретом 20 июня этого года.
Вполне оправданно было бы ожидать у Филарета большего числа сторонников. Но ситуация в общественно-политической сфере сейчас однозначно играет против него.
Во-первых, новые власти страны, недолго поколебавшись (в мае Филарет появился на видеоролике, снятом Владимиром Зеленским, вместе с религиозными лидерами Украины, а в июле президент призвал Церкви страны к диалогу), предпочли оставить все как есть и в церковной, и в языковой, и прочих сферах жизни.
Во-вторых, митрополит Киевский и всея Украины ПЦУ Епифаний (Думенко) 13 июня предусмотрительно провел встречу с лидерами крупных националистических организаций, включая «Национальный корпус» и «Свободу». Так что поддержки военизированной «улицы», которая у него была с начала 1990-х и до начала 2010-х годов, у Филарета теперь нет.
В-третьих, что важнее, как раз сейчас активизировался процесс признания ПЦУ со стороны Поместных православных церквей. 12 октября это сделала на заседании Архиерейского Собора Элладская православная церковь. Этим можно было бы еще пренебречь, помня определенную зависимость Элладской православной церкви от Константинопольского патриархата, но вот признание ПЦУ 8 ноября Александрийским патриархатом, одной из старейших и авторитетнейших восточных Церквей, уже стало знаковым событием. Не случайно в Украинской православной церкви это назвали «ударом в спину».
В иной ситуации в ПЦУ вполне могло начаться брожение и среди мирян, и среди священнослужителей (выразительный пример — события в Одессе, где перешедший в ПЦУ священник Виталий Сеник уже не первый месяц делит кулаками с местной епархией ПЦУ собор Рождества Христова), и среди епископов. Но точно не в обстановке пошедшей волны признания в мире!
Скорее, Филарет сейчас рискует нарваться на упреки в том, что он с остатками своих сторонников пытается «создать картинку для российских СМИ», создавая впечатление, что дела у ПЦУ на фоне поступающих из-за границы новостей идут не так уж и хорошо.