Но начать все-таки стоит именно с домайданного периода, когда Яценюк возглавлял тимошенковскую "Батькивщину", заменяя находившуюся в заключении Юлию Владимировну.
Как Яценюк и Турчинов торговали местами в списке «Батькивщины»
Как сообщили в НАБУ в ответ на запрос «Украинских новостей», правоохранители полагают, что взятка была передана экс-нардепом Игорем Скосарем за проходное место в избирательном списке «Батькивщины» на выборах парламента в 2012 году через соратника и однопартийца Яценюка Николая Мартыненко, тоже являвшегося депутатом Рады.
Дело открыто по решению Высшего антикоррупционного суда, который обязал начать расследование упомянутого факта. По мнению заявителя, речь идет о нарушении ч. 4 ст. 369 Уголовного кодекса (дача взятки должностному лицу в особо крупных размерах»).
Торговля проходными местами в партийных списках на общегосударственных и местных выборах — не новость для Украины. Данное явление существовало с 90-х гг. и успешно продолжилось после «революции достоинства».
В 2012 году перед выборами кандидаты от тогдашней объединенной оппозиции «Батькивщина» давали перед журналистскими телекамерами публичную клятву не становиться «тушками» — не переходить в состав других партий, в частности «Партии регионов». Но сразу после выборов кировоградские бизнесмены Табаловы, избиравшиеся от яценюковского «Фронта перемен», влившегося в «Батькивщину», не вступили в ряды ее парламентской фракции, примкнув к коалиции «регионалов». Уже тогда злые языки поговаривали о продаже мест вождями оппозиции. Немаловажно, что Яценюк среди соратников имел прозвище «Сеня, деньги вперед».
В августе 2012-го к Тимошенко обратился с открытым письмом Василий Базив — соратник лидера «Народного руха» Вячеслава Чорновила и заместитель главы администрации президента при Кучме. Он утверждал, что ему предлагали заплатить за место в списке «Батькивщины» 7 миллионов долларов.
«Мне сообщили, что условия присоединения к объединенной оппозиции, которая ведет смертельную борьбу с режимом, объявит ваш заместитель на свободе Турчинов. И вот пришел посланец от него и молча нарисовал мне на бумаге цифру — 7. Потом смял бумажку, изорвал ее на куски и сжег. Правду говоря, я и не сразу раскумекал эту пламенную пантомиму, так что мне расшифровали на чистом демократическом языке: за место в команде, то есть в списке партии Юлии Тимошенко «Батькивщина», я должен заплатить Турчинову семь миллионов долларов», — отметил «руховец».
Данный факт нашел подтверждение уже после совершения госпереворота в 2014 году. Новая власть досрочно распустила парламент, а народный депутат Игорь Скосар рассказал журналистам, как и при каких обстоятельствах он приобрел свой мандат.
«Нет никаких тайн. За место в списке «Батькивщины» я заплатил деньги — шесть миллионов долларов. Платил непосредственно Николаю Мартыненко, который получил добро от Яценюка и Турчинова: те присутствовали на переговорах при согласовании суммы. Деньги в несколько траншей отвозил в штаб «Фронта перемен», — заявил парламентарий.
По словам Скосара, подобным путем в парламент через оппозиционные списки попали тогда более 15 человек, что позволило Яценюку и Турчинову заработать как минимум 90 миллионов долларов. «Деньги платили большие, потому что нам гарантировали, что Верховную Раду не распустят, ведь нет на то законных оснований, и пять лет депутатства гарантированы», — возмущался нардеп.
В связи с этим заявлением в июне 2015 г. было открыто уголовное дело, а в январе 2016-го его передали в НАБУ, правда, ненадолго — в конце концов оно было вновь перенаправлено в ГПУ. Почти год там длились следственные действия, а Скосара даже проверили на детекторе лжи. Но, по сути, реального хода делу не дали, ибо режим Порошенко не был заинтересован рушить коалицию «Блока Порошенко» с «Народным фронтом». Да и сам президент, как известно из показаний бывшего нардепа Александра Онищенко, налево и направо торговал местами в своей фракции. Начни он за это войну против ненавистному ему Яценюка (а именно так и обстояло дело), сам Яценюк мог бы многое порассказать про Порошенко. И поэтому этот эпизод в политической биографии тогдашнего премьера просто замяли. В 2017 году дело о взятке было закрыто из-за отсутствия состава преступления, о чем сообщил нардеп Дмитрий Добродомов. А уже в мае этого года Скосарь объявил, что «забыл» обстоятельства скандальной истории. Но теперь, видимо, придется вспомнить.
Стена Яценюка и уголовные дела против пограничников
Следует отметить, что в Яценюк является фигурантом ряда других уголовных дел, которые не расследовались прошлой властью надлежащим образом. Но самым главным, за что его можно привлечь к ответственности, является расхищение государственных средств на проекте «Стена».
Во времена его премьерства власть решила укрепить восточную границу Украины, построив там ряд инженерно-технических сооружений. Сам политик говорил, что реализация проекта нужна для получения безвизового режима с ЕС, остановки нелегальной миграции, диверсионных групп, контрабанды, перемещения оружия и радиоактивных материалов. Интересно, что он его называл «Европейским валом» и это дало повод оппонентам режима проводить аналогии с Гитлером, который распорядился возводить сеть укреплений по Днепру в 1943 году для остановки наступления Советской армии.
Изначально на проект планировали потратить 8,36 млрд грн (около 20 млрд рублей). Граница протяженностью почти в две тысяч километров должна была быть оборудована бетонными заграждениями, контрольно-следовыми полосами, противотанковыми рвами, наблюдательными вышками, средствами сигнализации и опорными пунктами для пограничников. Первые работы начали во второй половине 2014 года в трех областях — Харьковской, Черниговской и Сумской. В октябре Яценюк с помпой проинспектировал строительство инженерных укреплений рядом с погранпунктом «Гоптовка» в Харьковской области.
14 мая 2015 года Кабинет министров Украины утвердил план инженерно-технического обустройства российско-украинской государственной границы, линии соприкосновения на Донбассе и админграницы с Крымом. Проектом предусматривалось, что строительство завершат в 2018 году и потратят на него 4,136 млрд грн (около 10 млрд рублей).
В августе 2016 года в Госпогранслужбе заявили о переносе окончания работ на 2020 год из-за нехватки финансирования. В то же время, из бюджета все это время деньги выделялись стабильно по программе «Мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы»: в 2015 году предусмотрели 400 млн грн, в 2016-м — 200 млн, в 2017-м и 2018-м — по 500 млн грн.
НАБУ начало следствие по проекту «Стена» 29 марта 2016 года. Через полтора года, 8 августа 2017 года ведомство задержало 7 человек по данному делу — высокопоставленных офицеров погранслужбы и директоров фирм-подрядчиков. Перед этим в добровольную отставку подал руководитель погранслужбы Виктор Назаренко, причастный к махинациям — он «потерял сознание» прямо на пресс-конференции президентов Украины и Белоруссии.
Задержанным бывшим сотрудникам Госпогранслужбы предъявили подозрение по трем статьям — нецелевое использование, присвоение средств госбюджета и служебный подлог (статьи 191, 210 и 366 УК Украины). Также по делу проходят бывший директор «Черниговского облавтодора» и директора двух строительных фирм — «АЗУ» и «Стройцентр Витязь». Им тоже инкриминируют присвоение имущества и служебный подлог.
Суть обвинений была изложена в одном из определений Соломенского суда Киева. Согласно этому документу, начальник управления строительства департамента ресурсного обеспечения госпогранслужбы, действуя умышленно, по корыстным мотивам, вопреки интересам службы, в течение марта-мая 2015 вступил с начальником 1-го отдельного отдела капитального строительства погранслужбы в преступный сговор, направленный на завладение средствами госбюджета Украины путем злоупотребления должностными лицами своим служебным положением. Вышеуказанные предприятия для выполнения работ подбирались без проведения конкурса, а их руководители фальсифицировали акты о выполненных работах, поэтому многое из запланированного не было сделано.
В дальнейшем начальник 1-го отдела капстроительства погранслужбы, как распорядитель средств, подписывал акты приемки выполненных строительных работ с недостоверными данными, а затем перечислял подрядчикам средства. Всего на счета фирм, фигурирующих в деле поступили 177,3 млн грн (400 млн рублей). В НАБУ уверены, что из них только 16,7 миллионов гривен (40 млн рублей) были обналичены. Однако данные цифры являются далеко не окончательными, так как следственные мероприятия еще продолжаются.
Несоответствие стоимости и объема выполненных работ в ходе реализации проекта «Стена» стала предметом возмущения разных слоев украинского общества — «патриоты» негодовали, а противники майданного режима откровенно высмеивали «Сенину яму» в социальных сетях. Сам же Яценюк в данном деле не подозреваемый. Он убежден, что делал все правильно, а критиков проекта традиционно обозвал «агентами Кремля».
А еще госпереворот и служебный подлог с уклонением от налогов
В октябре прошлого года Соломенский районный суд Киева обязал НАБУ открыть уголовное производство в отношении Яценюка и министра юстиции Павла Петренко по подозрению в растрате государственных средств в больших размерах и отмывании доходов. Должностные лица подозреваются в нарушении законодательства по следующим статьям Уголовного кодекса: «Злоупотребление властью», «Присвоение и растрата имущества», «Служебный подлог» и «Уклонение от уплаты налогов». С чем конкретно связано подобное развитие событий не известно, поскольку подробностей правоохранители так и не раскрыли.
А в апреле нынешнего года адвокат экс-президента Виктора Януковича Виталий Сердюк сообщил, что Государственное бюро расследований (ГБР) Украины расследует уголовные дела против экс-премьера Арсения Яценюка, секретаря СНБО Александра Турчинова, спикера Верховной Рады Андрея Парубия, бывшего главы СБУ Валентина Наливайченко, мэра Киева Виталия Кличко и других политиков «по фактам умышленной сдачи нынешними высшими должностными лицами Украины Крыма, насильственного захвата власти, государственной измены, организации массовых убийств на майдане в 2014 году». Роль Яценюка в организации госпереворота не поддается никаким сомнениям, но здесь перспективы весьма сомнительны, ибо команда Зеленского всячески подчеркивает свою преемственность с Майданом и всем, что с ним связано.
Несмотря на смену власти, бывший премьер-министр чувствует себя абсолютно спокойно, поскольку реальное продвижение в его уголовных делах отсутствует. Скорее всего, вопрос со взяткой благополучно «замнут», тем более, что один из ближайших соратников Яценюка — Арсен Аваков свою должность сохранил и имеет немалое влияние на процессы, происходящие в стране при президенте Зеленском.