Дорога Николаев — Кропивницкий: по следам ада украинской коррупции

Протянувшаяся между бывшим Кировоградом и Николаевым дорога по праву заслуживает звания самой ужасной дороги восточной Европы и, пожалуй, входит в первую тройку самых страшных автодорог мира. В непростой истории дорожного строительства Украины XXI века разбиралось издание Украина.ру
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Если волею судеб вам пришлось добираться из Николаева в Кировоград на машине, то можете считать, что после этой поездки вам придется посетить автосервис. По количеству и сложности дорожных препятствий этот маршрут может соперничать только с противотанковым заграждением времен Великой Отечественной войны, оснащенным рукотворными рвами и надолбами.

Уже через три километра пути после штурма ям, иногда достигающих глубиной метра, у моего авто был поврежден глушитель. Открывшаяся взгляду дорога представляла апокалипсический пейзаж. Асфальт, выдавленный скатами фур, взмыл посреди трассы, словно гребень исполинского ящера. Редкие островки дороги были похожи на миниатюрные плато среди ям разной глубины. Местами подушка дороги была полностью пробита до грунтового основания. Обочина превратилась в сплошную колею с высоким гребнем посередине, изредка уходящую в поле.

«Где же демократы харчеваться будут?»: чиновникам США запретят зарабатывать на УкраинеЗа годы независимости Украины американские чиновники не упускали шанса обогатиться на постсоветской республике. Но в скором времени эта кормушка может раз и навсегда захлопнуться

От тракта до трассы и обратно

Катастрофическое состояние дороги Н-14 уже ничем не напоминает ту прямую и ровную трассу, которую Украина получила в наследство от Советского Союза. Впрочем, история этого пути уходит корнями в XIX век, когда дороги между селами по пути из Елисаветграда (ныне Кропивницкий) в Николаев были объединены в большой тракт, соединивший центр и юг Херсонской губернии. Тракт почти на всем своем протяжении имел грунтовое покрытие, лишь небольшие его отрезки были посыпаны щебнем или выложены брусчаткой. Серьезно за эту дорогу взялись только при советской власти в 30-е годы ХХ века, но закончить укладку асфальта до войны так и не успели. Свою нынешнюю форму трасса Н-14 приобрела уже в 50-е годы прошлого века. Перед развалом Союза, в 1989 году, дорога была капитально отремонтирована. Увы, прочности советского асфальта хватило только на первые 15 лет украинской независимости. Нещадно эксплуатируемая, не рассчитанная на движение по ней огромных 50-тонных фур, дорога начала рассыпаться уже в начале нулевых.

И под дождем закатывали асфальтом

Анатолий, житель села Капустино Николаевской области, что находится на въезде в Н-14 со стороны Николаева, видя мои мучения с оторванным глушителем, решил помочь мне, предложив кусок стальной проволоки для замены сорванного крепления. Он рассказал печальную историю о том, как почти двадцать лет ремонтировали эту дорогу. «Где-то с 2004 года после зимы Н-14 на протяжении от Воссиятского до Николаева покрылась мелкими ямами. Почти год власти не делали вообще ничего, по дороге можно было проехать, но раз в месяц я катал диски на своем «Москвиче». Спустя год, перед зимой 2005-го, когда ямы разбились окончательно, обладминистрация пообещала нам, что дорогу залатают до наступления холодов. Как только начались ноябрьские дожди, появилась техника и рабочие. Ямы засыпали щебнем с битыми кирпичами и под дождем закатывали асфальтом, в результате дорога стала похожа на лоскутное одеяло.

Было бы хорошо, если бы латки держали, но по весне латки сошли вместе с асфальтом. Всю весну и лето дорогу не делали, пока не наступила осень, и снова, как в 2004-м, с началом дождей начали ремонт. Такая история повторялась из года в год. Строители и областные власти словно специально ждали наступления дождей для начала ремонтных работ. Дороги так ремонтировать нельзя. Вода, попавшая в ямки при строительстве, зимой замерзает, разламывая асфальт, а фуры по весне срывают эти латки. В итоге ямы росли из года в год, пока в 2014-м некоторые участки стали непригодными настолько, что люди начали ездить по полям. И так по Николаевской области почти везде, дороги делаются так, чтобы в следующем году их переделывать.

Местный автодор перестал что-либо делать вообще, ямы такого размера уже не залатаешь. За Воссиятским есть такие ямы, что в них машина погружается целиком, как в окоп. Дорогой не занимались два года, пока жители Воссиятского не перекрыли то, что осталось от трассы, и к ним не приехали журналисты. В прошлом году дорогу начали делать заново. Под Воссиятским уже кладут новое полотно на бетонной основе».

Ямы как бизнес

Впрочем, ямочный ремонт дорог не является николаевским ноу-хау. 90% украинских дорог ремонтируются таким способом. При этом требования Укравтодора запрещают ремонтировать дороги во время дождя. Однако абсолютного размаха кусочно-ямочный ремонт достиг именно в Николаевской области. Каждый год на николаевских дорогах, включая Н-14, ямы росли в размерах, а старые латки заменялись на новые, при этом область тратила на ремонтные работы огромные деньги из государственного бюджета.

Начиная с 2011 года на ремонт дорог Николаевщины в среднем выделялось около 500 млн гривен. В масштабе всей Николаевской области это мало, но следует помнить, что один километр новой дороги обходится в 20-25 млн гривен, а качественный ремонт старой с нанесением нового слоя асфальта стоит 5 млн грн. Таким образом, за 8 лет в области могли проложить 200 км новых дорог или качественно отремонтировать 800 км старых, а это почти все основные дороги Николаевской области. Но воз и ныне там, почти все дороги Николаевщины остаются в аварийном состоянии.

Бандиты от дороги

Черная дыра правосудия. Почему Украина остается токсичной для соседей и партнеровБывший первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский вышел из СИЗО. За него внесли залог 10 млн 600 тыс. гривен, помогла семья. На Гладковского надели электронный браслет, но он убегать никуда не собирается и в ближайшее время намерен пойти в информационную атаку. Несмотря на громкий скандал, ожидания от этого дела не могут быть оптимистичными

Почему так происходит? Ответом на этот вопрос служит недавний инцидент с белоруской компанией «Строительный трест №8». В 2018 году белорусы, качество дорог которых известно по всему бывшему Союзу, выиграли тендер на строительство дороги Н-11 в Николаевской области. Но роман с Украиной продолжался недолго. 22 февраля на асфальтобетонный завод «Строительного треста №8» было совершено разбойное нападение. Неизвестные, имена которых не установлены до сих пор, отравили собак, избили и связали охрану, а затем подожгли основные компоненты производства — пульт управления, щитовую и генератор. Похоже, что нападавшие четко знали, какие агрегаты надо уничтожить, чтобы предприятие прекратило производство асфальтобетона. По словам бывшего губернатора Николаевской области Алексея Савченко,«подрядчики, которые годами привыкли наживаться на ремонтах дорог Николаевской области, почувствовали реальную конкуренцию и осознали, что не дотягивают показателей качества и цен, предложенных белорусами, прибегли к таким позорным действиям». Неизвестно, кого конкретно имел в виду Савченко, но в лидеры по дорожному строительству Николаевской области, которые в разный период времени латали трассу Н-14, входит ООО «Ростдорстрой», ООО «Николаевавтодор», ЧП «Строительная фирма Николаевавтодор» ДС «Альтком», ЧП «Полтавастройцентр», ЧП «Дорлидер», СП «Дорсервис».

Если присмотреться к предприятиям этого списка через призму реестра судебных решений Украины, то в отношении каждого из них открыто уголовное производство по факту злоупотребления служебным положением при проведении дорожно-строительных работ. Особняком стоит  ЧП «Полтавастройцентр», должностные лица которого при помощи угроз хотели принудить чиновника из государственного предприятия «Служба автомобильных дорог в Одесской области» подписать с ними акт выполненных работ.

Предлагаю оставить ямы

Несмотря на то что данные уголовные производства еще не доведены до суда, становится ясна картина разворовывания бюджетных средств, выделенных на строительство дорог. Как следует из судебного реестра, дорожные работы в Николаевской области выполнялись с грубым нарушением строительных нормативов, при укладке асфальта использовались низкокачественные материалы, работы часто проводились в холодное время года при минусовой температуре. Все вышеперечисленные нарушения приводили к тому, что ремонт дороги держался менее года, а на следующий год эти же фирмы получали новый ремонтный контракт и так по кругу. По предварительным оценкам дорожные мошенники заработали в Николаевской области 4 миллиарда гривен. Впрочем, такие аферы невозможно было проводить без прямого участия николаевских чиновников, принимавших дороги у местных бракоделов. Особо показательно в этом отношении высказывание депутата Николаевского горсовета Сергея Шульгача, по совместительству хозяина ООО «Николаевавтодор» и ЧП «Строительная фирма Николаевавтодор»: «Какой смысл делать хорошую дорогу? Предлагаю оставить ямы. Будет яма и все будут аккуратно ездить. За границей рисуют ямы, для снижения скорости. У нас есть ямы, все мы правильно делаем». Но здесь Шульгач слукавил, ведь ямы для него не только скорость, но и заработок.

С такими народными избранниками жителям Николаева и области, еще долго придется ездить по ямам, собирая по обочинам оторванные колеса и глушители, возможно до тех пор, пока какого-нибудь Шульгача, из-за разбитой дороги не довезут вовремя до больницы.

Рекомендуем