Этот консультативный орган Совета Европы, проверяющий соответствие нормативных актов стран-участниц европейским стандартам, уже давно и без всякого восторга присматривается к украинскому законотворчеству.
В 2017 году после анализа закона об образовании комиссия обратилась с настоятельным призывом к Киеву пересмотреть часть его статей, ущемляющих языковые права национальных меньшинств. Украинские власти этот призыв успешно проигнорировали.
Сегодня страной руководит новая команда. Может ли это повлиять на ситуацию в сторону улучшения, если комиссия разработает новые рекомендации. А то, что её экспертам закон о языке понравится ещё меньше, нежели об образовании, сомнений не вызывает.
Языковой закон был принят чуть более года назад и с тех пор подвергается жесточайшей критике за свою репрессивную направленность. Его цель — глобально вытеснить русский язык из всех сфер жизни, исключая бытовое общение.
Напомню, что перед инаугурацией в президенты Зеленский говорил: «После моего вступления на пост президента будет сделан тщательный анализ этого закона, чтобы убедиться, что в нём соблюдены все конституционные права и интересы всех граждан Украины».
А чуть раньше он указывал на необходимость взять русский язык под защиту.
Избиратель оказался обманут самым бессовестным образом, что, впрочем, на Украине является давней и тщательно соблюдаемой традицией. Никто даже не подумал взять русский под защиту, никакой проверке на соответствие конституционным параметрам закон о государственном языке подвергнут не был.
Русскоязычные украинцы начинают понимать, что их надули: от рейтинга Зеленского отваливаются большие куски, и процесс этот будет набирать обороты.
Сейчас намечается новая коллизия. Языковые нормы, вступившие в силу или еще ожидающие своего часа, входят в грубейшее противоречие с Европейской хартией региональных языков, которую Киев ратифицировал ещё в начале 2000-х годов. Это касается обеих вышеупомянутых законов.
Можно легко предугадать, к каким выводам придет инспекция Венецианской комиссии. Она выступит с призывами к украинскому руководству, которые мало чем будут отличаться от сделанных в 2017 году. Услышит ли ее новое руководство Украины?
Ни Венецианская комиссия, ни даже сам Совет Европы не в состоянии отстранить Владимира Зеленского от руководства Украиной. А неонацисты вполне могут это сделать. Так что отказ выполнить рекомендации извне будет представляться правящей команде куда менее опасным по своим последствиям, чем конфликт с внутренними оппонентами.
Легко понять, какой выбор сделает Зеленский.
Однако это крайне недальновидная политика. Чем больше президент поддается нажиму «коричневых», тем слабее его общественная поддержка. В не столь уж далекой перспективе итогом сдачи всех позиций станет предельная слабость команды, которая окончательно потеряет опору в своих избирателях.
Такую власть толкни, и она сразу же упадет в руки первому попавшемуся. За нее никто не вступится, она никому будет не интересна. Ни украинскому обществу, ни внешним игрокам — просьбы, рекомендации и задания, которые Зеленский или не замечает, или торпедирует.