«Коррупционеров лишили убежища»
Ну, теперь коррупции на Украине точно крышка, потирает руки корреспондент норвежского издания NRK Ян Эспен Крузе.
«До сих пор избранных в парламент граждан нельзя было привлечь к уголовной ответственности», — разъясняет читателям автор, подчеркивая, что именно поэтому казнокрады, коррупционеры и просто нечестные олигархи, украв все, что было можно украсть, проходили затем в депутаты и отгораживались от справедливого возмездия броней юридической неприкосновенности.
«Большинству населения это было не по вкусу. Кроме того, хотя несколько лет назад и было создано спецбюро по борьбе с коррумпированными госслужащими высшего уровня, никого не посадили, а генеральный прокурор закрывал все дела, которые ему из бюро приходили. Теперь все будет не так», — уверен корреспондент, считающий, что Зеленский «решил продемонстрировать на деле, как он будет бороться с этим злом».
По мнению автора, сейчас у большинства украинских СМИ наибольший интерес вызывает вопрос, привлекут ли к уголовной ответственности по коррупционным статьям экс-президента страны Порошенко. И если такое удастся, такой поворот событий «должен оказать влияние и на Россию, где юридическая неприкосновенность никем не отменена».
По-видимому, Ян Эспен Крузе не знаком с творчеством великого русского баснописца Ивана Крылова. В противном случае норвежский журналист знал бы, что, прежде «чем кумушек считать трудиться», следует «на себя оборотиться». А начав изучение вопроса юридической неприкосновенности, Ян Эспен с удивлением или без оного узнает, что таковая на разных уровнях существует во всех странах Европы, за исключением Нидерландов. И его родная Норвегия без неприкасаемых тоже не обошлась. Так что неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Изучили бы вы состояние дел в своей стране, дорогой коллега, а уж потом бы что-то России советовали.
Кстати, в Германии, Дании, Греции и Венгрии юридическая неприкосновенность политиков находится еще на более высоком уровне, чем в России, — в названных четырех странах ЕС лица, находящиеся под следствием, могут баллотироваться в депутаты, а в случае их избрания уголовное преследование прекращается. На Украине до последнего времени было так же.
«А в Крыму голод и милитаризация»
Московский корреспондент испанской El País Пилар Бонетрассказывает на страницах издания, которому служит, о страшных ужасах, творящихся в Крыму с того самого момента, как он сменил свою украинскую прописку на российскую.
«Несоблюдение законов, милитаризация, голод и потеря качества жизни. Вот некоторые из зол, с которыми население Крыма (чуть более двух миллионов человек) в настоящее время сталкивается после аннексии Россией, действия, которое было осуждено международным сообществом», — старается забить голову читателю перечислением всех возможных неурядиц автор, не предоставляя подтверждений своим словам. То есть строя свой материал в «лучших» традициях современной западной журналистики.
Не сумев найти подтверждения словам о свирепствующем голоде и поголовно одетом в военную форму населении полуострова, Бонет пытается отыграться на «массовости случаев нарушения прав собственников» и «экспроприированной в русскую эпоху новой властью у бывших хозяев недвижимости». Журналистка рассказывает о том, как «два жителя Крыма — адвокат Жан Запрута и зам. председателя жилкооператива Иван Фабишевский» — бьются за интересы пострадавших от экспроприации, которых, по их оценкам, насчитывается до 200 тысяч человек, или от 10 до 15% населения полуострова.
Освещая жуткую несправедливость в отношениях между экспроприаторами и экспроприируемыми, корреспондент нечаянно или намеренно опускает детали, лишающие материал ореола сенсационности.
«Россия признала юридическую силу документов, выпущенных Украиной (в дороссийский период Крыма), в том числе свидетельств о праве собственности. Но на практике российским судам украинских документов, устанавливающих право собственности, недостаточно. Для них это не доказательство того, что местные российские власти без всяких оснований отняли у них имущество», — возмущенно пишет Пилар, которая в курсе, конечно, о повальной коррупции, процветавшей в украинском Крыму, но почему-то и мысли не допускает, что отобранное государством у частных собственников имущество могло быть приобретено ими за взятки и с помощью других нарушений юридических норм, и именно поэтому старые владельцы утратили на него право собственности.
Такова маленькая юридическая деталь, публикация которой обнулила бы всю работу журналистки. А ведь столько букв написано было…
«Вернуть Крым, остановить войну и зажить богато»
Корреспондент швейцарской Neue Zürcher Zeitung Инна Хартвичрассматривает на страницах издания «персональные дела» назначенцев нового украинского президента, отметившего «100 дней на престоле».
«Для Зеленского важно было определить на пост премьер-министра человека, не имеющего политических связей. И в технократе Гончаруке он нашел то, что искал. Молодой юрист, как и президент, — совершенный новичок в политике. Впрочем, как и все депутаты украинского парламента «Слуги народа». Оппозиционная «Европейская солидарность», возглавляемая экс-президентом Петром Порошенко единогласно выступила против Гончарука и пообещала не поддержать ни одного кандидата в министры от партии Зеленского», — констатирует автор, не останавливаясь на межпартийных стычках в Раде, а уделяя больше внимания конкретным задачам, которые пообещал решить 35-летний глава правительства Украины.
«В первую очередь в ближайшие годы он намерен стабилизировать экономику и победить бедность. Для этого он должен добиться роста ВВП на 5% в год. Гончарук, как и его патрон, с нетерпением ожидающий, когда его проекты будут приняты Радой, не скупится на обещания. Оба они говорят о необходимости закончить войну, вернуть Крым, улучшить системы образования и здравоохранения», — рисует перспективы автор. И через запятую сообщает, что «придется подождать, поскольку депутаты не могут работать быстро: они должны долго обсуждать проекты».
Касаясь «долгого обсуждения», есть смысл напомнить, что еще недавно вся западная пресса писала об отсутствии у Зеленского времени на раскачку, поскольку народное терпение на пределе. Населению нужны быстрые результаты. Причем положительные — посадки коррупционеров, повышение зарплаты.
«Демократия на Украине зависит от удачи»
Американская Foreign Policy уверена, что «украинская демократия стала почти взрослой», но заслуга в этом не нынешнего, а предыдущего президента, Петра Порошенко.
«Как бы его ни критиковали оппоненты, а именно ему удалось повернуть Украину лицом на Запад, укрепить государство и поднять экономику», считают выступающие на страницах издания профессор политологии университета Ратгерса в Ньюарке Александр Мотыль и профессор отделения государственного управления и международного развития в университете КИМЭП (Алма-Ата) Дэннис Солтис.
По мнению авторов, Порошенко «навел порядок в глубоко коррумпированном банковском секторе, стабилизировал валюту и рационализировал цены на энергоресурсы».
Но главное достижение украинской демократии состоит в том, что «она здесь работает так, как и должна: стабилизирует общество, которое все чаще и чаще видит в ней истинное благо, за которое стоит бороться».
По мнению двух специалистов, обремененных учеными степенями, Зеленский должен следовать идеям, проводимым ранее Петром Порошенко, и тогда «при поддержке Запада и наличии удачи Украина вступит в клуб настоящих демократий».
Вот, оказывается, от чего зависит украинское счастье, — исключительно от того, повернется ли к стране лицом госпожа Удача или нет. Чтобы поставить такой диагноз, исследователям надо, конечно, было дойти в науке до профессорских высот.