В пояснительной записке отмечается, что в этом случае можно будет эффективнее использовать возможности Нацгвардии и полноценно реализовывать конституционные полномочия президента в сфере национальной безопасности и обороны.
О том, почему на самом деле Зеленский хочет изъять подразделение из структуры МВД и фактически переподчинить себе, издание Украина.ру побеседовало с директором фонда «Украинская политика» Константином Бондаренко.
Эксперт напомнил, что в 2000 году уже была похожая ситуация, когда, будучи на тот момент президентом, Леонид Кучма, не имея возможности контролировать Нацгвардию, расформировал ее и передал большинство ее техники в распоряжение МВД.
Теперь же, по его словам, Зеленский поступает с точностью до наоборот, пытаясь переподчинить себе Нацгвардию вопреки изначально заложенной идее о том, что она должна подчиняться Министерству внутренних дел, а не главе государства.
«Я думаю, что это могло быть одним из условий сохранения Арсена Авакова на посту главы МВД. Он чем-то должен был пожертвовать. Не удивлюсь, если именно Нацгвардией», — подчеркнул Бондаренко.
В распоряжении Авакова, отметил эксперт, все равно остается полиция, а также неформальные военизированные отряды радикалов, которые, как утверждают некоторые эксперты, до сих пор кормятся из рук министра. При этом сам Аваков не так давно именно этим похвалялся — своими неформальными отношениями с добровольческими батальонами радикалов.
Говорят, что Аваков — это временная фигура в новом правительстве, однако все может сложиться по-разному: как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, заключил собеседник издания.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на несколько немаловажных деталей.
Первое. Переподчиняя себе Нацгвардию, президент Зеленский сосредоточивает в своих руках огромную боевую силу — примерно 400 тысяч человек, так как, являясь главнокомандующим, он, кроме того, фактически руководит и Вооруженными силами. Подобной боевой силы не было в подчинении ни одного главы украинского государства в новейшей истории Украины.
Второе. Лишив Авакова Нацгвардии (если законопроект будет утвержден парламентом, в чем нет никаких сомнений), Зеленский оставляет Авакову регулировщиков и следаков-оперативников, которые, понятное дело, не являются серьезной боевой силой. В результате еще несколько дней назад бывший могущественным политиком, опирающимся на боевые соединения, министр МВД Арсен Аваков превращается в обычного министра внутренних дел, политический вес которого резко снижается.
Третье. Получив под свое управление Нацгвардию, Зеленский получает возможность провести в ней постепенную кадровую чистку, освободив от радикальных и националистических элементов, например, от бойцов "Азова" Андрея Билецкого (руководитель националистических "Нацкорпуса" и "Нацдружин") и других бывших добровольческих соединений. Вопрос только в том, решится ли на такую чистку Зеленский, и если решится, то когда и как поведут себя откровенные нацисты, засевший в Нацгвардии.
Четвертое. Порошенко, который неоднократно пытался ограничить власть Авакова в силу определенной политической зависимости от него и страха перед бунтом Нацгвардии, так и не смог ограничить всесилие министра МВД. А Зеленский, воспользовавшись политической конъюнктурой, смог это сделать. Во всяком случае сделал такую заявку. И теперь дело только за парламентом Украины.