- Владимир, как вы считаете, почему из мировых лидеров именно Нетаньяху первым летит в Киев?
— Так сложилось, я не вижу здесь какой-то особой конспирологии, это стечение обстоятельств. Как правило, договоренности о визитах требуют особого согласования. На это нужно время. Заинтересованность есть с обеих сторон. Я напомню, что и президент (экс-президент Петр. — Ред.) Порошенко, и премьер-министр (Владимир. — Ред.) Гройсман бывали в Израиле. И направляли официальные приглашения (в ответ. — Ред.). Я думаю, в офисе Зеленского подтвердили это приглашение. Обе страны заинтересованы в развитии отношений.
Кстати, из премьер-министров не он первый. Ранее в Киев приезжала премьер Молдовы (Майя Санду. — Ред.).
- Какие вопросы будут обсуждать два президента? Какие на переговорах будут приоритеты?
— Прежде всего, двусторонние отношения. Прежде всего. Потому что есть заинтересованность в развитии экономических отношений. Есть интерес в сотрудничестве в военно-технической сфере. Думаю, с учетом наличия на нашей территории горячей точки, возникнет тема взаимоотношений с Россией. Обсуждение ситуации на Донбассе. Крым тоже могут обсуждать, но у этой проблемы нет решения.
Возможно, Нетаньяху, учитывая его особые отношения с (президентом России Владимиром. — Ред.) Путиным, может выступать посредником, в том числе и в освобождении украинских моряков.
- Будет ли Зеленский пытаться наладить контакты с Белым домом через Нетаньяху, у которого хорошие контакты с президентом США Дональдом Трампом?
— Нет. Слушайте, между Украиной и США уже давно такие отношения, которые не требуют посредников.
Это Россия может обращаться к услугам Нетаньяху. Даже прямых контактов Путина с Трампом (недостаточно. — Ред.). Потому что у них специфические отношения, они осложнены разными обстоятельствами.
- Получится ли у Зеленского и Нетаньяху наладить какой-то особый контакт между собой?
— Почему нет? Я скажу о такой специфической теме: в Израиле всегда особое внимание проявляют к тем политикам, у которых, по мнению израильтян, есть еврейские корни. Когда-то эта тема относительно Зеленского поднималась. У Нетаньяху есть гораздо больший интерес наладить отношения с Зеленским, чем у Зеленского с Нетаньяху.
У нас к Израилю относятся положительно. Их опыт в отражении агрессии соседних стран оценивают очень высоко. Он изучается. А поскольку мы вынуждены противостоять российской агрессии пять лет, то он интересен для нас. Насколько я знаю, Зеленский говорил, что именно опыт военно-технического развития и отражения агрессии очень важен.
- А какие политические козыри это даст Нетаньяху, при их возможных особых отношениях, раз уж для противоположной стороны они интереснее?
— Я не думаю, что у них возникнут особые отношения. Просто важно для любой страны иметь больше друзей и меньше врагов. Не нужно думать, что Зеленский станет лоббистом интересов Израиля в Украине. Это примитивно и не отвечает сути Зеленского. Этого не произойдет. Но у него очень положительное отношение к Израилю именно с учетом того, насколько им удавалось противостоять агрессии. Для него это главный мотив.
- А как вы считаете, сам Нетаньяху пойдет на такого рода диалоги? Известно, что у него особые отношения с Путиным, и с Николаем Патрушевым, секретарем Совбеза РФ.
— Знаете, когда мы говорим об особых отношениях премьер-министра Израиля с одним из российских руководителей, причем связанным со спецслужбами, то, если вашу фразу вырвать из контекста, вы подставляете его. Нетаньяху становится агентом российских спецслужб.
— Известно, что он выходец из среды силовиков — и не он первый, не он последний, я думаю. Выходец, а не агент. Будьте осторожны со словами.
- Вы сами об особых отношениях говорили.
— Особые отношения, когда речь идет о представителях спецслужб, — это чревато репутационными последствиями. С Путиным можно говорить об особых отношениях — специфических, не очень однозначных. Потому что у Путина особые отношения и с Ираном. Что теперь? Мы знаем, какие отношения у Израиля с Ираном. Я бы не преувеличивал значимость этих особых отношений. Национальный интерес выше. И у этих особых отношений, которые вы упоминали, есть ограничения, потому что они касаются Ирана.
Особые отношения есть и у Путина с (президентом Турции Реджепом Тайипом. — Ред.) Эрдоганом. Ну и что? И сотрудничество в военно-технической сфере. Такое же есть у Украины и Турции. Такое сотрудничество было и при Порошенко — между Израилем и Украиной. Зеленский заинтересован в его развитии, и шансы для этого есть.
* Нетаньяху служил в элитном диверсионно-разведывательном подразделении «Сайерет Маткаль». Участвовал в рейде на аэропорт Бейрута и в сражении при Караме. Принимал участие в Войне Судного дня. Также он создал «Институт антитеррора имени Йонатана Нетаньяху», своего брата, погибшего во время операции по освобождению заложников.