Право видеть голую Захарову. Скверное кино об уникальных политических процессах

Летом 1964 года, то есть 55 лет тому назад, в Советском Союзе происходили судьбоносные события. На самых высоких этажах власти наливался соками заговор, целью которого было свержение Никиты Хрущева. Широкие народные массы ни о чем таком, разумеется, не догадывались
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Зрел заговор, надо заметить, как-то коряво и неубедительно — опыт в такого рода делах в Стране Советов не был наработан. Данный исторический момент крайне не характерен для советской истории. Он уникален.

Никита Хрущев: Донецкий байкер у руля империи65 лет тому назад, 7 сентября 1953 года, первым секретарем ЦК КПСС, фактическим руководителем СССР стал Никита Хрущев, начавший свою головокружительную карьеру со слесарными инструментами в руках в рабочем поселке Юзовка
Недовольство больших начальников самым большим — Хрущевым — в конце концов, привело к отставке последнего в октябре 1964 года. Но сказать, что смещение Никиты Сергеевича стало результатом удачного заговора, как-то язык не поворачивается. Какой-то эрзац-заговор вышел, точнее, клубок аппаратных игр и интриг. Тем не менее, закулисные переговоры, прощупывание коллег на лояльность, перетягивание на свою сторону силовиков и просто влиятельных бонз — это все, разумеется, безумно интересно. Просто-таки лакомый кусочек для кинематографистов.

И действительно, в 1993 году на экраны вышел фильм «Серые волки». Он повествовал как раз о том, как снимали с поста Генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева. То есть развалины СССР были еще тепленькими, а деятели искусств вдруг оказались удивительно смелыми: бичевали советскую систему с присвистом и гиканьем. Работа режиссера Игоря Гостева в этом смысле — классическое произведение своего времени.

С одной стороны, группа талантливых актеров без малого два часа изображает перед зрителем видных партийных и государственных деятелей, но с другой — итоговое ощущение гадкое.

Можно, конечно, частично списать негатив на грим, несовершенный и даже карикатурный. Когда смотришь на длинный нос, приделанныйЛьву Дурову, чтобы тот смахивал на Анастаса Микояна, гротескные кудлатые брови Александра Белявского, исполняющего роль Брежнева (в образе Фокса он был куда убедительней), и особенно на главного героя, схожего на нечто среднее между Абажем из "Королевства кривых зеркал" и членом семейки Адамсов (а ведь под маской сидел великий Ролан Быков), не знаешь, смеяться или тужить.

Разве что Богдан Ступка в роли шефа КГБ Семичастного не оставляет простора для трактовок. Да, это именно Богдан Ступка, и как раз в роли Семичастного.

Как оскароносный уроженец Кременчуга запустил в СССР голую женщину, затмившую золото АмерикиПолвека тому назад, 18 марта 1969 года, в США состоялась премьера фильма «Золото Маккенны». В американском прокате кинолента провалилась, зато в Советском Союзе вестерн стал культовым для нескольких поколений зрителей
Но грим — дело десятое. Кино — вообще искусство условностей, стопроцентное сходство может иной раз и отсутствовать. Другое дело — потуги авторов в направлении некой аллегоричности, притянутые за уши параллели, мол, все это волки позорные, и Хрущев, и шайка, которая его сковырнула. В этом конфликте как бы нет того, кто лучше и хуже, обе стороны — хуже. Злобный антисоветский пасквиль, короче говоря, так еще и с преданным заглядыванием в глаза Западу. Во всяком случае титры даны на русском и английском, что прямой намек: надеемся-де на успех за рубежом, уповаем, хвостиком повиливаем. Обычная практика либерального искусства местного розлива.

Никита Хрущев предстает в образе хрестоматийного лубочного мужичка, который, правда, не только хамоват, но и хитер, и безжалостен, когда посягают на его делянку. Но где-то в глубине души он, развенчивая культ личности Сталина, сам мыслит, что если вдруг что-то не по его задумке пойдет, то он всегда может включить режим «усатого» и загнать всех под лавку.

Принципиальная ошибка! Для культа личности необходим не только культ, но и собственно личность. А против Сталина Хрущев был хлипок, так еще и не державник, а так — не пойми что. В принципе в том, что партийная элита решила его убрать, была настоятельная необходимость.

Словом, почти все персонажи в фильме насквозь порочны и беспринципны. Если у кого и есть совесть, так это исключительно у безумцев храбрых, которые суют свои наивные конечности в жернова истории. Никакого коренного перелома внести они не могут, так еще и гибнут в 10 случаях из 10.

В «Серых волках» таких типажей несколько, но главный — принципиальный капитан КГБ Сорокин, разумеется, сын репрессированного красного командира (Александр Мохов). Он добывает доказательства готовящегося заговора, уходит от погони, причем не куда-то там, а улетает в Мариуполь.

Забавный момент, кстати, такого города при Хрущеве никак не могло быть, на его месте раскинул свои комбинаты Жданов — чугунное Сан-Ремо Советского Союза. Это не единственный ляп в фильме. Скажем, сын Хрущева ездит на «Волге», ГАЗ-24, которая впервые сошла с конвейера через три года после отставки Никиты Сергеевича. А сам генсек слушает магнитофон «Маяк-202», которые начали делать в Киеве в 1974 году. Напрашивается вывод: у партийной верхушки была машина времени, и потому товары народного потребления запросто доставлялись из будущего.

«Теплый ламповый звук»: Первому массовому советскому и украинскому магнитофону исполнилось 70 летВ 1949 году в Киеве запустили линейку магнитофонов, оказавших значительное влияние на историю музыки не только в СССР, но и за его пределами

Но вернемся к Сорокину. Из Мариуполя-Жданова он, надо понимать, перебрался на черноморское побережье Кавказа, поближе к Пицунде, где провел свой последний отпуск Хрущев. Поскольку офицеру грозила смертельная опасность, он ничего остроумней не придумал, как найти свою симпатию Марину (сыграла Александра Захарова) и втянуть ее в фатальные неприятности. И вот тут наступило время сыграть свою роль настоящему Мариуполю, где снят ряд эпизодов, в том числе сцены любовной страсти на песчаном пляже. 

Сорокина в конце концов убили. Причем использовали при этом аквалангистов, боевых ныряльщиков, что страшно логично. Это же самый легкий способ… К слову, отряд боевых ныряльщиков в составе подразделений КГБ появился в 1968-м. Тоже гости из будущего.

Досвадебную любовь честного, но обреченного офицера взорвали вместе с автомобилем «Москвич». Хрущева, кто бы мог подумать, все же сдвинули с трона. Воображаю, если бы он поднял войска Киевского военного округа и двинулся на Москву. Вот это был бы сильный сюжет, да!

Маленькая эротика времен большой безнадеги30 лет тому назад, в 1988 году, на экраны Советского Союза ворвалась «Маленькая Вера» - один из самых знаковых и эпатажных фильмов перестроечного периода
Александра Захарова заслуживает отдельных слов. Среди многочисленных ее талантов по юности (сейчас-то актриса уже почтенная матрона) был один очень важный, который не без радости эксплуатировали многие режиссеры. Она никогда не комплексовала носиться голяком перед камерой.

Здесь, на кавказском, а на самом деле азовском побережье, Захарова блеснула всеми своими дарованиями. Был крупняк топлес плюс еще чуть-чуть в палатке и совсем нагая, в смысле без намека на исподнее даже, пробежка по кромке прибоя.

Зачем? Для пущего драматизма, конечно. И потом не забывайте: начало 1990-х — свобода случилась бескрайняя. Каждый получил законное право рассматривать голую Захарову как минимум на экране.

Рекомендуем