Американский режиссер Лопатенок: «Как актер, Зеленский нашел бы общий язык со Стоуном»

Режиссер документальной ленты «В борьбе за Украину» рассказал историю создания своих фильмов
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Имя американского режиссера Игоря Лопатенка прозвучало в постсоветских медиа после премьеры документального фильма «В борьбе за Украину». Его фильм — продолжение ленты «Украина в огне», представленной зрителям в 2016 году, — рассказывает о причинах и последствиях острого политического кризиса в Украине, спровоцированного событиями Евромайдана. Продюсером этих документальных киноновелл выступил Оливер Стоун — выдающийся американский кинорежиссер, трехкратный лауреат премии «Оскар». Он лично интервьюировал участников событий тех дней.

Режиссер Оливер Стоун попросил Путина стать крестным отцом его дочериАмериканский режиссер Оливер Стоун во время интервью с президентом России Владимиром Путиным попросил российского лидера стать крестным отцом его дочери. Расшифровку беседы опубликовали на сайте Кремля

Попытка показать новый фильм в эфире канала «112» вызвала в Украине политический скандал — националистические политики потребовали лишить канал лицензии, а ультраправые обстреляли его здание из гранатомета.

В интервью изданию Украина.ру Игорь Лопатенок рассказывает о своей работе в тандеме с одним из лучших режиссеров современности, раскрывает подробности этого сотрудничества и делится планами будущих проектов.

- Игорь, вы родились в Украине и сделали здесь успешную карьеру в киноиндустрии, а затем стали членом Гильдии кинорежиссеров США. Вы считаете себя украинским или американским режиссером?

— Да, я начинал свою карьеру в кино в Украине — но в основном как продюсер. Занялся режиссурой только в 2013 году, уже проживая в США. Поэтому я все-таки американский режиссер и состою в Американской режиссерской Гильдии — а от членства в Украинском союзе кинематографистов, наверное бы, отказался. Это для меня все равно что вступить в клуб зомби, где снимают фильмы про Бандеру, про Петлюру, занимаются героизацией батальона «Нахтигаль» и дивизии «Галичина». Я американский режиссер и не имею ничего общего с современной украинской режиссурой. Да, в Украине творили великие режиссеры — но Леонид Быков, по моему мнению, был последним.

- Ваше сотрудничество с Оливером Стоуном началось с ленты «Сноуден» (биографический политический триллер о бывшем сотруднике американских спецслужб, который раскрыл подробности тотальной слежки за интернет-пользователями.  — Ред.), где вы выступали в качестве исполнительного продюсера. Насколько интересен для вас опыт работы и личного общения с одним из самых известных режиссеров мирового кино?

— На самом деле это сотрудничество началось не со «Сноудена», а с документального фильма «Украина в огне». Я договорился о моем участии в «Сноудене» с Оливером Стоуном во время перерыва на ланч 22 декабря 2014 года — в ходе записи интервью с президентом Виктором Януковичем.

Оливер Стоун: Украина - гангстерское государствоРежиссер документального фильма «Украина в огне» Оливер Стоун акцентировал внимание на роль США и корпораций в дестабилизации ситуации на Украине

Общение с Оливером и совместная работа с ним — самое лучшее, что случилось в моей карьере фильммейкера. Это весьма непросто — он очень требователен в работе, как к другим, так и к себе. Но он поднимает, учит — даже если это сразу не понятно. Я вообще считаю Оливера Стоуна титаном, принадлежащим к тому племени, которое держит на своих плечах мир. Я как-то пытался найти его хобби, чтобы подарить ему подарок на день рождения — но так и не нашел. Делать кино — вот его хобби.

- Удалось ли вам пообщаться в процессе съемок с самим Сноуденом? Понравился ли ему фильм?

— Лично у меня такой необходимости не было, но Оливер общался со Сноуденом более десяти раз. Сноуден — специфический человек, я преклоняюсь перед его гражданским мужеством и считаю, что мы нашим фильмом хоть чуть-чуть, но изменили ситуацию к лучшему. Моя младшая дочь — ей 22 года — подарила мне "шторку" для камеры моего «Мак-Про» (для защиты от внешнего наблюдения) — а значит, мы снимали фильм не зря.

Оливер Стоун: русские - крутые ребята, и они не будут уступатьРежиссер Оливер Стоун рассказал о своем новом документальном фильме «Интервью с Путиным» в интервью The Nation

Насколько я знаю, фильм Эдварду понравился. Потому что его содержание является предельно близким к тому, что на самом деле происходило в реальности — невзирая на всю драматизацию событий. Оливер в этом предельно внимателен и аккуратен.

- Как у вас родилась идея документальной дилогии об Украине и почему эта тема так заинтересовала Оливера Стоуна?

— Идея сделать большое документальное кино про Украину родилась в ходе завтрака на террасе гостиницы Ритц Карлтон в Каннах в 2012 году. Изначально была идея делать фильм про Юлию Тимошенко — ведь ее жизненная история представляет сплошную драму. Мы начали работать над проектом осенью 2013 года и до сих пор не можем остановиться (смеется)

Тема изменилась, как только начался Майдан. Мы поняли, что нужно смотреть на ситуацию шире. Мои коллеги изначально видели режиссером Майкла Мура (выдающийся американский кинодокументалист, работающий в жанре социально-политических расследований, лауреат премии «Оскар», обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. — Ред.). Но я сказал им, что лучше Оливера это не снимет никто, — и мы пошли к мэтру на встречу.

Оливер Стоун призвал Трампа рассекретить документы по УкраинеОсложнение ситуации в Донбассе спровоцировано действиями Киева, который заинтересован в дальнейшем получении помощи от нового руководства США

Добрую службу сыграл тот факт, что я сотрудничал с его партнером по многим фильмом — продюсером Морицем Борманом. Мы вместе работали над фильмом Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король» в формате 3D — и я как раз отвечал за технологию 3D в этом проекте. На вопрос Оливера: «Кто такой Игорь Лопатенок?» — Моритц ответил ему предметно: «Это профессионал, с которым можно иметь дело».

Ну и, конечно, важна сама тема. Оливер назвал ситуацию в Украине английским словом «mess» — я бы перевел его в этом контексте словами «полный бардак». Интересы сверхдержав, олигархов и прочих глобальных игроков сплелись здесь в единый клубок противоречий. Разобраться в этом бардаке мы пытаемся уже пять лет. И я думаю, внимание аудитории к нашим фильмам говорит о том, что у нас это получается.

- В ваших фильмах можно видеть комментарии ведущих украинских и российских политиков — таких как Виктор Янукович, Владимир Путин. Они были готовы к откровенному разговору об украинском кризисе?

— Было непросто готовить вопросы для тех людей, которые знают о ситуации несравненно больше, чем мы, — и, конечно, имеют свои интересы в происходящем противостоянии. Думаю, что у нас получилось найти свой ключик к каждому из наших знаменитых спикеров. Все они говорят именно то, что они думают, — и не важно, насколько это совпадает с мнением зрителя.

Именно в этом состоит уникальный стиль Оливера, его умение общаться с ведущими мировыми политиками. Он не предполагает «атакующей» манеры интервью. Это вам не Дудь — Оливер работает значительно тоньше. Он великий режиссер — причем во всем, как в кино, так и в жизни. Видели бы вы, как он «срежиссировал» ситуацию во время кинофестиваля в Таормине! Роли исполняли актеры, повлиять на которых практически невозможно — и они делали это с удовольствием. В этом сказывается рука гениального мастера режиссуры.

- В чем вы видите значение ваших документальных фильмов об Украине? Помогут ли они донести до общественности правду о причинах трагических событий 2014 года и войне на Донбассе?

— Если охарактеризовать наш фильм одним словом — он антивоенный и, к тому же, представляет собой альтернативный взгляд на события в Украине. Мы не претендуем на истину в последней инстанции. Мы пытаемся разобраться в ситуации, принимая во внимание те факты, которые старательно игнорируются мейнстримом. Причиной гражданской войны на Донбассе является Майдан, а никак уж не действия России. Однако украинские и международные медиа мастерски манипулируют умами и преподносят ситуацию в совершенно другом ключе, задавая свой нарратив.

Рано или поздно эта ложь рухнет. Мнение манипуляторов, которые полагают, что историю пишут победители, содержит одну стратегическую ошибку — они не победители, они преступники, которые пытаются замести следы. Правда неизбежно всплывет и станет общественным достоянием.   

- Вы занимаетесь колоризацией советской киноклассики, включая картины «В бой идут одни старики», «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Офицеры», «Три тополя на Плющихе». Насколько это помогает популяризации старых советских фильмов? Какие ленты будут колоризированы в ближайшее время?

— Мы работали над колоризацией фильма «Берегись автомобиля», который уже вышел в 2017 году. Сейчас в работе «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, есть желание сделать «Весну» Александрова — и очень хочется колоризировать фильм «Some like it hot», известный в русском прокате под названием «В джазе только девушки». Сейчас мы работаем над третьей генерацией нашего софтвера по колоризации — теперь уже с использованием искусственного интеллекта. И результаты могут быть очень неожиданными.

- С кем из украинских политиков вы хотели бы снять свой следующий документальный фильм?

— Нам было бы интересно поговорить с Виктором Медведчуком — еще раз, после парламентских выборов в Украине. Вообще очень сложно поставить кого-то рядом с ним в смысле понимания происходящих в украинском обществе процессов. Возможно, удалось бы поговорить с Владимиром Зеленским — он все-таки актер по призванию, и я думаю, что они могли бы найти общий язык с Оливером Стоуном. Как актер, Зеленский не должен испытывать предубеждения к Стоуну — возможно, даже наоборот. Посмотрим.

Рекомендуем