Крым — замечательно пригодная для футбола территория. Климат подходящий. Плюс поток обильный туристов, что для заполнения трибун — самое то. В инфраструктуру бы чуток вложиться, мечта будет, ей-Богу, светлая футбольная мечта, а не полуостров.
По закону гор и даже круче
Но пока об этом можно только сладостно фантазировать. Нет, футбол-то в Крыму имеется. Кое-что осталось от украинских, да и советских даже времен. Некоторые явления появились и в новое время. Допустим, в Евпатории Олег Пестряков, известный своими выступлениями за донецкий «Шахтер», симферопольскую «Таврию», «Ростсельмаш», московские ЦСКА и «Спартак» открыл собственную школу, где оттачивает с юными футболистами индивидуальное мастерство. Такого, пожалуй, и в столице не найдешь.
Чемпионат Крыма, разумеется, проводится. Уровень его, может быть, и не сверх звездный, но вполне себе крепкий.
А нет у полуострова главного — внятной перспективы. Когда случилась «Русская весна», и Крым благополучно был отправлен народным волеизъявлением в состав России, параллельно и автоматически в местной футбольной сфере возникли существенные проблемы.
Это только наивным и далеким от футбольных реалий людям может показаться, что раз территория стала российской, значит, крымские команды теперь обязаны участвовать в состязаниях, проводимых футбольными структурами РФ. Ничего подобного! Законы УЕФА — это вам не законы гор. Они гораздо оригинальнее, продуманнее и круче. Это нечто совершенно отдельное, надгосударственное. И крайне действенное.
Стопов и поворотов нет
Обойти их, в принципе, можно. Но ценой лютых санкций — вылета из всех турниров под флагом УЕФА. Последнее касается и российских клубов, и сборных всех возрастов. Их просто выдворят из Лиги чемпионов, Лиги Европы, чемпионата Европы…
Проще говоря, одобрить выступления крымских команд в российских лигах, не суть важно каких, УЕФА не может. И не хочет, понятно, но это уже во вторую очередь. Эта структура выработала стройный, в значительной степени совершенный регламент своих соревнований. Для того, чтобы пойти на его серьезные изменения, нужна бронебойная мотивация. В крымском случае таковой для УЕФА нет.
Но как много воды утечет в Черное море, пока всем и каждому станет очевидно, что Крым — российский? Коллективный Запад, чьим инструментом, среди прочих, является и УЕФА, будет растягивать это сомнительное удовольствие максимально долго.
Забота пуще неволи
Но УЕФА ведь постоянно подчеркивает, что всемерно заботится о футболе. В том числе, и на сложных с геополитической точки зрения землях. Отсюда и статус «особая футбольная территория», присвоенный Крыму.
Он обозначает, что УЕФА милостиво присматривает и координирует развитие игры номер один на полуострове. И, по идее, даже помогает финансово. Последний тезис разменивать не берусь. Есть ли денежные поступления из Европы, на что и кому именно — это надо с крымскими компетентными товарищами разговаривать.
Но! Надо понимать одно — выхода на российский, и тем более на любой международный уровень, у Крыма сейчас нет. Тамошний футбол варится в собственном бульоне, что, как минимум, не слишком хорошо.
Тупиковые ветви развития
Будучи хроническим футбольным болельщиком и даже, в каком-то смысле, специалистом в этой славной игре, тем не менее, скажу, что заплатить футболом за вхождение в состав России и отсутствие войны, аналогичной и более страшной, чем на Донбассе — умеренная для Крыма цена. Бывает куда хуже, уж поверьте. Или спросите у жителей ДНР и ЛНР.
Если она кого и интересует, так это CONIFA (Confederation of Independent Football Associations; Конфедерация независимых футбольных ассоциаций) — объединение футбольных ассоциаций непризнанных и частично признанных стран, автономий, этнических сборных. Короче, сюда входят футбольные «сепаратисты», которых не принимают в УЕФА-ФИФА. Но для Крыма этот путь никак не годится. Ему необходимо признание как части России, и никакое иное.
Вариант, подобный Гибралтару или Косово, тоже не крымская тема. Эти территории бодро, за уши протащили во всевозможные структуры, включая УЕФА. Первую вообще не ясно, для чего, вторую — из чисто политических соображений. Но их футбольные федерации, не всеми, кстати, признанные, фигурируют в качестве самостоятельных формирований. У Крыма есть свой футбольный союз, сборная, свои клубы, но им совершенно ни к чему, чтобы они представляли суверенную территорию. Тем паче, что никто этого не допустит, ни Европа, ни Россия.
Лазейки в Россию
И что же это такое получается, братцы? А выходит, что в обозримом будущем футболу Крыма придется кипеть и побулькивать исключительно в рамках полуострова.
Судьи, опять-таки, станут потихоньку прорываться из Крыма в российский чемпионат. Прецедент с Анатолием Жабченко, рефери ФИФА, многие годы судившим состязания на Украине, а теперь призванным под знамена РФС — обнадеживающее тому подтверждение.
Но это частные случаи. О системе, массовом движении Крыма в футбольную Россию пока речь, скорее всего, вести не следует. Во всяком случае, это тема из чисто теоретической, отнюдь не практической плоскости.
Собственно, даже российские клубы не станут рисковать и ехать на полуостров, скажем, на сборы или товарищеские игры. Во избежание инцидентов с УЕФА. Эта организация страшно бдительна, мстительна и никому не спускает вольностей.