Импичмент президента Украины. Снова пиар или реальные действия?

Неделю назад президент Украины Владимир Зеленский подал на рассмотрение в парламент законопроект об импичменте
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Основанием для инициирования процесса является письменное представление, подписанное большинством депутатов от конституционного состава (226 из 450). После этого Рада создает Временную следственную комиссию (ВСК). В нее войдут нардепы, спецпрокурор и спецследователи. Заседание ВР, на котором рассмотрят указанные выводы и предложения, будет открытым (за исключением случаев, когда выводы и предложения или приложенные к ним материалы будут содержать гостайну или охраняемую законом тайну).

До принятия окончательного решения Рада должна получить выводы Конституционного и Верховного судов о соблюдении требований Конституции и законов Украины. Импичмент вступит в силу, если за него проголосует не менее трех четвертей нардепов от конституционного состава (170 нардепов).

При этом представитель Зеленского в ВР Руслан Стефанчук передал президентское пожелание депутатам принять и закон об отмене депутатского иммунитета.

Нардеп от БПП/«Европейской солидарности» Алексей Гончаренко в тот же день подал свой законопроект об импичменте президента. Правда, в нем предусматривается только участие в ВСК, но четкой процедуры смещения с поста главы государства нет.

Не лишение, а ограничение

Инициатива по импичменту в Украине не нова. На ней пиарились многие политики. Пока ее не узаконивают. Ведь даже те, кто за нее выступает, осознает вероятность того, что каждая власть будет пользоваться политической целесообразностью и «крутить» Уголовный кодекс, чтобы оказывать влияние на политиков.

Председатель аналитического центра «Инполит» Сергей Быков заметил, что процедура импичмента прописана в регламенте Рады. Но если провести его без уполномоченных на это прокуроров и следователей, решение можно оспорить в суде.

«Этот вопрос нужно урегулировать. Поскольку наша правоохранительная и судебная система не очищены от коррупции, мы можем ожидать новые политические преследования», — проанализировал политолог.

И напомнил: неоднократно оппозиционных депутатов 8-го созыва пытался привлекать к ответственности генпрокурор с трибуны Рады, заявляя вещи, не подтверждаемые доказательной базой. «Несмотря на то, что парламент давал соглашение на лишение мандата и привлечение к ответственности этих депутатов, до сих пор ни один из них не получил обвинительного акта и постановление суда, о совершении преступления», — напомнил эксперт.

Поэтому, уверен он, ограничение депутатской неприкосновенности должно касаться исключительно политических высказываний в пределах здания парламента. Однако, сказал Быков, за преступления и коррупцию депутат должен получать реальные криминальные сроки.

При таком строе — невозможно

Иначе смотрит на тему импичмента эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Денис Гаевский. По его словам, несуверенность Украины и несубъектность украинского политического класса приводят к тому, что государством управляют из-за рубежа. Поэтому не имеет значения, будет или не будет принят закон об импичменте президента Украины. Вся история государства об этом красноречиво говорит.

«Я думаю, всем очевидно, что с 2014 года без одобрения Запада в Украине невозможны никакие майданы, бунты, импичменты. Если придет окрик из Вашингтона и Брюсселя насчет устранения президента страны, то он будет устранен. Если нет, то мы знаем опыт различного устранения президентов. Зачем далеко ходить? Януковича убирали без импичмента», — заявил аналитик.

По мнению политолога, законодательная инициатива Зеленского — это просто инициатива, с которой он должен был выйти к людям. Ведь перед выборами президент высказывался за расширение инструментов прямой демократии, чтобы, как говорится, быть ближе к народу. Но когда на Украине де-факто действует феодально-сословный режим, такие инициативы едва ли реализуемы.

Сложная и нереальная

«Единственный случай, когда в Европе по процедуре импичмента был устранен президент, произошел в Литве в 2004 году. Тогда свергли «пророссийского» Роландаса Паксаса. Да и то импичмент инициировали по причине его «пророссийскости», а не из-за чего-то другого. Хотя через полтора года он был полностью оправдан литовскими судами, затем подтянулось оправдательное решение ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека. — Авт.). Но литовские политики сделали вид, что таких решений не существует, и на следующие выборы Паксас не был допущен», — рассказал о курьезе аналитик.

Однако, заметил Гаевский, процедура импичмента украинского президента сложная и практически нереальная, поскольку заблокировать импичмент можно на любой стадии, например, во время рассмотрения документов о президентском преступлении в парламенте и в судебных инстанциях. Вся процедура нивелирует суть закона.

«Судьи всегда держат нос по ветру. Ключевое влияние на них имеет Администрация президента и в целом высшее политическое руководство. Если закон об импичменте будет принят, это будет сугубо декларативный документ», — резюмировал эксперт, отметив, что за документ проголосует скорее 9-й созыв ВР.

От автора:

Технически импичмент президентов успешно был реализован только в странах Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Но эти случаи нужно тщательно разбирать, ибо в этих государствах другие законы и культура, другие отношения власти и народа.

В США двое правителей ушли по импичменту, но были оправданы. Третий ушел заранее, чтобы не доводить до импичмента. Сейчас в Штатах говорят об импичменте Дональда Трампа, но это, предполагает один из американских политобозревателей, произойдет лишь в том случае, если Трамп застрелит человека средь бела дня и будет пойман с дымящимся дулом пистолета.

На постсоветских просторах импичмент тоже не проходит. Имеет место инцидент не только с Паксасом. Президента РФ Бориса Ельцина депутаты пытались сместить трижды. Первые два раза были в 1993 году и закончились вооруженным конфликтом с выведением на улицы бронетехники.

Если говорить конкретно о Зеленском, то опасаться импичмента ему вряд ли стоит. Он, по словам политологов, идет к формированию большинства и коалиции с Юлией Тимошенко и ее «Батькивщиной». Прогнозируется, что на июльских выборах в Раду партия «Слуга народа» получит большую поддержку населения. А в новой Раде у Зеленского появятся и другие соратники.

Вместе с тем эксперты продолжают настаивать на внедрении ограничения неприкосновенности не только депутатов, но и президентов и судей. Ведь Украина — это коррупционная и нестабильная демократия, в которой и законодательная, и исполнительная власть всеми силами сопротивлялась подобным решениям. Так, например, даже Конституционный суд одобрил законопроект бывшего президента Петра Порошенко об отмене депутатской неприкосновенности с 2020 года (это именно тот самый закон, который Владимир Зеленский призывает принять). Но для реального введения в действие этого механизма необходимо проголосовать за изменения в Конституцию. Голосование провалилось, документ отправили на усовершенствование.

 

 

Рекомендуем