«Томос ставит церковь почти в такую же зависимость от Константинополя, как та, в которой находится УПЦ (Украинская православная церковь Московского патриархата. — Ред.) от Москвы», — сказал иерарх.
Филарет заявил, что не будет выполнять условия томоса по переходу заграничных приходов церкви в состав Константинопольского патриархата, отказывается от запрета варить миро (специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека), и отказывается решать конфликтные ситуация внутреннего характера исключительно по согласованию со Стамбулом.
«Три пункта, которые отбирают у нас права автокефальной церкви. По названию мы — автокефальная, а на деле мы зависимая от Константинопольского патриархата церковь… Мы не отказываемся от Томоса, но не будем выполнять эти три условия, которые записаны в томосе», — сказал Филарет.
При этом он обратил внимание на позиционирование церкви в новых условиях.
«Мы хотим, чтобы Киевский патриархат в Украине для Украины существовал как патриархат, а вне, как сказано в томосе, — митрополия», — добавил Филарет.