Впрочем, вызов этот не единственный. Президентская избирательная кампания закончилась, но сразу же началась кампания парламентская. Причём Зеленскому никто не объяснил, что отпуска не будет и «медовый месяц» отменяется.
Пётр Порошенко, пользуясь имеющими возможностями, навязывает новоизбранному президенту свою повестку дня. И пока что у него всё получается. Наступление идёт сразу по нескольким направлениям.
1.Закон о языке
Скорее всего, он действительно вступит в силу и у Зеленского не будет возможности инициировать внесение в него изменений в текущем году.
Александру Вилкулу удалось приостановить процесс подписания закона, но вряд ли надолго.
2.Закон о президенте
Проект такого закона (по слухам, подготовленный фракцией «Самопомощь») опубликовал близкий к Андрею Портнову член депутатской группы «Возрождение» Валерий Писаренко.
Среди норм законопроекта:
— переход контроля над СБУ к Верховной Раде;
— президент вносит в Раду представления на назначение глав МИД и Минобороны по предложению коалиции депутатских фракций; уволить глав этих ведомств может парламент по представлению премьера;
— передача полномочий по регулированию деятельности МИД, а также по формированию заграничных дипломатических учреждений от президента к министру иностранных дел;
— упрощение процедуры импичмента: для ее начала достаточно будет инициативы генпрокурора или депутатской фракции. После внесения в парламент постановления об импичменте документ должен быть одобрен 226 депутатами.
Писаренко утверждает, что проект противоречит Конституции. Тут, разумеется, нужен глубокий юридический анализ, но и так видно, что предложенное начало процедуры импичмента прямо противоречит ч. 2 ст. 111 Конституции. Так что в таком виде законопроект через Конституционный суд (пусть даже пропорошенковский) не пройдёт. Правда, поскольку проектом не предполагается внесение изменений в Конституцию, проверка такого проекта в КС необязательна.
Вопрос в том, хватит ли у Рады времени на принятие такого проекта — ведь надо успеть, пока Порошенко еще остаётся в должности.
3.Затягивание вступления Зеленского в должность
В соответствии со ст. 104 Конституции новый президент вступает в должность течение 30 дней после принятия торжественной присяги в Раде. Тут два элемента, которые позволяют затянуть процесс.
Во-первых, дата торжественного заседания, на котором принимается присяга, определяется парламентом. В соответствии с ч. 1 ст. 165 регламента Рады, сделать это надо не позже, чем через 30 дней после объявления результатов выборов. Результаты выборов ещё не объявлены, хотя получено 100% протоколов. Для справки — в 2010 году голосование прошло 17 января, а результаты были объявлены 14 февраля. В общем, до июня дотянуть точно можно.
Во-вторых, принимать присягу должен председатель Конституционного суда, а именно сейчас в КС делается попытка переворота с целью смещения Станислава Шевчука. Если заговорщикам удастся собрать 12 голосов судей, то принимать присягу будет некому до тех пор, пока КС не изберёт нового главу. В законодательстве ничего о возможности такой ситуации не говорится. А выборы председателя при определенном умении и навыках могут затянуться на недели и месяцы.
4.Отмена электронного декларирования
По словам ключевого политического советника Зеленского Дмитрия Разумкова, «Пётр Алексеевич прогнозирует, что суд отменит электронное декларирование и это приведет к потере безвиза… Вопрос: а кто делегировал в Конституционный суд этих судей? Не пока еще легитимный гарант Конституции? Не Рада, на которую до последнего времени у Порошенко было полное влияние?»
5.Борьба за сохранение нынешнего парламента
Владимир Зеленский выразил пожелание досрочно распустить действующий парламент. Пётр Порошенко, напротив, считает, что выборы должны состояться в определённые в Конституции сроки. Кому из них действительно больше нужен роспуск парламента — вопрос дискуссионный, но важно, что конфликт существует. Причём, поскольку вступление Зеленского в должность затягивается, шансы его на роспуск парламента тают. Большинство экспертов полагает, что «окно возможностей» для роспуска Рады закрывается 27 мая.
6.Кадровая политика
Система власти, сформированная Петром Порошенко, постепенно сыпется — об отставке заявляют губернаторы, намерен уйти в отставку заместитель Генпрокурора Владимир Енин (фактически всю работу в прокуратуре тащит именно он) и т.п. Некоторые эксперты полагают, что это тоже элемент давления на Зеленского.
Возможно, что-то такое и правда есть, но, скорее всего, чиновники действуют превентивно. Глав областных администраций всё равно назначает и смещает президент, так что они наверняка будут отставлены. Енин же, скорее всего, заботится о своей безопасности — ведь отвечать за всё, что вытворяла прокуратура последние годы, придётся отнюдь не Луценко…
7.Дело против компании Зеленского
НАБУ по решению суда возбудила дело против компании «Киноквартал», которая, якобы, допустила растрату госсредств при съемках фильма «Я, ты, он, она». Условием государственного финансирования было то, что фильм выйдет полностью на украинском языке, а там кто-то говорил на языке "агрессора", следовательно — госсредства использованы не по назначению.
НАБУ, вообще, преступления тут не обнаружила, так что эффекта от этой инициативы не будет.
8.Судебные решения по «Приватбанку»
По мнению ряда экспертов, решение чисто политическое и призвано показать: Зеленский ещё не стал президентом, а захваты собственности Коломойским уже начались. Правда, есть и другие варианты причин этого решения.
9. Внешнеполитический разворот
Пока Зеленский почиет на лаврах победителя, целый ряд лично преданных Порошенко ВИП-чиновников (замминистра иностранных дел, вице-премьер по европейскому сотрудничеству и др.) выступили в ряде иностранных СМИ с заявлениями о том, куда, по их мнению, должна идти Украина и, самое, главное, что для этого должен сделать Запад. В принципе, ничего нового они не говорят. Но говорят в то время, когда их руководитель должен покидать свой кабинет на Банковой, а новый руководитель еще не вступил в права и потому не объявил, какой внешнеполитической доктрины будет придерживаться возглавляемая им команда. Вполне возможно, доктрина будет та же. Но коридор возможностей Зеленскому уже обозначили.
Выводы
В общем, пользуясь наличием большой группы поддержки в Раде и нежеланием депутатов идти на досрочные выборы (большинству из них ничего или почти ничего не светит), Порошенко закладывает мины под начало президентского срока Зеленского. В каком-то смысле политическая ситуация в стране сейчас даже не менее горячая, чем во время избирательной кампании.
Какова цель Порошенко? Вряд ли здесь можно говорить о попытке любым способом вернуть себе власть — это бессмысленно. Речь не идет и о том, чтобы заставить Зеленского идти ранее избранным командой Порошенко путем — пока нет никаких оснований полагать, что Зеленский изберет какой-либо иной путь во внутренней и внешней политике.
Скорее всего, мы имеем дело с двумя отчасти взаимоисключающими вещами.
Первая — личная месть Порошенко Зеленскому за несколько унизительных для него эпизодов в период избирательной кампании (например, до и во время дебатов).
Второе, — это выстраивание без пяти минут экс-президентом новой политической реальности, в которой Порошенко хочет показать стране и миру, кто реальный хозяин в стране, что никакие выборы не меняют его истинного положения на Украине, что именно он все-таки тем или иным путем будет определять, когда быть инаугурации нового президента, кому быть министром обороны и иностранных дел, и какой будет внешнеполитическая доктрина нового президента.
Цель Порошенко очевидна — с одной стороны, ослабить ещё не вступившего в должность президента, а с другой — возглавить оппозицию, закрепив за собой поддержку 15% украинских избирателей (закрепить не удастся, потому что это не только и не столько даже его избиратели, но что-то он за собой сохранит).
Между тем, Владимир Зеленский не реагирует, а его команда действует несистемно и пока с весьма сомнительным эффектом.