Римские орлы, Медуза Горгона и Дионис: «Думская» об античных мотивах одесской архитектуры

Современная Одесса – город пересечения и смешения многочисленных культур и традиций. Особое место среди них занимает античное наследие. В конце концов, городскую цивилизацию на берега нашего залива принесли именно древние греки
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Прощай, эпоха: топ-10 явлений и мест Одессы, которые исчезли за последние 30 лет – Vgorode.uaЗа последние 30 лет Одесса существенно изменилась. Vgorode собрал в одном обзоре места и явления, которые исчезли из нашей жизни навсегда
К древнегреческим и римским мотивам творцы одесской архитектуры обращались с самого основания (или переименования — как кому нравится) города, но если в эпоху классицизма заимствования не распространялись дальше кариатид/атлантов и колонн/пилястр, то модерн уже стал эксплуатировать наследие древних по полной. На одесских зданиях конца XIX — начала XX веков можно встретить не только всех олимпийских богов, но и довольно редких персонажей античной мифологии. Краевед и педагог Дмитрий Жданов предлагает читателям «Думской» небольшую экскурсию по «древнегреческой» Одессе.

Самое «мифическое» здание расположено на углу Пушкинской и Троицкой. Это доходный дом Асвадурова, созданный архитектурной мыслью Чернигова и Гольденберга. В нем тесно переплетается римская и греческая мифология. Центральным элементом фасада является фронтон с полукруглой нишей, который символизирует купол римского Пантеона («храма всех богов»).

В угловой части фасада гордо реет орел-aquila, чудом избежавший демонтажа в советские времена (подобные изображения ассоциировались с нацистской символикой). Аквила использовалась в качестве знаков римских легионов. Сам же орел в Риме считался символом Юпитера.

Кроме римского Пантеона, фасад дома Асвадурова украшает и изображение греческого Парфенона, посвященного богине Афине.

Есть на фасаде дома Асвадурова и персонажи античной мифологии: кентавр и ихтиокентавр.

Кентавр

Ихтиокентавр

Гулящие бабы золотых скифов: К юбилею выдающегося археологического открытия в Донбассе30 лет назад экспедиция Донецкого госуниверситета обнаружила таинственный шлем, на котором боспорские ювелиры две с половиной тысячи лет назад запечатлели яркие и неоднозначные сцены степной истории
Кентавры, с одной стороны, символизировали дикость нрава и невоздержанность, а с другой — мудрость и справедливость. Видимо, из-за столь неоднозначного характера они довольно редко встречаются на фасадах Одессы. Куда чаще можно видеть их морских собратьев — ихтиокентавров. Ну да, у нас же морской город. Эти создания, дети Тритона и нимф, сочетали в своем облике элементы рыбы, коня и человека.

Морская тематика присутствует и на фасаде дома №58 по Большой Арнаутской. Здесь, прежде всего, выделяется изображение гиппокампа (морского коня с рыбьим хвостом) и морской нимфы нереиды.

Не совсем ясно, что именно должны были символизировать гиппокамп с нереидой на фасаде дома купчихи второй гильдии Шумбройт, которая занималась продажей аптечных товаров. А вот наличие там Гермеса и кадуцея — вполне логично.

С древнейших времен люди пытались привлечь богов для помощи в различных жизненных ситуациях. Поэтому Гермес, покровитель торговли, частый гость на фасадах нашего торгового города.

Почитаем был у одесских архитекторов и Посейдон, бог морей, которого часто изображают вместе с русалками, нереидами, трезубцами, раковинами и другой морской атрибутикой.

Примечательно, что на этом же доме купчихи Шумбройт присутствуют изображения Зевса и Аполлона. Зевс редко встречается на фасадах нашего города. А вот различные атрибуты, связанные с верховным богом Олимпа, встречаются часто. Это пучки молний, дубовые ветки, орел и эгида. Изображения Аполлона, прежде всего, выполняли функцию оберега, защищая жильцов от всего плохого.  

К таким же защитным оберегам можно отнести и изображения Медузы Горгоны. Одна, в частности, охраняет своим немигающим взглядом покой обитателей дворца Нарышкиных. Сейчас в этом здании располагается Художественный музей.

Еще одну Медузу Горгону можно встретить на здании Анатомического театра в Валиховском переулке. Здесь она изображена на щите. Рядом помещены сова и шлем, олицетворяющие богиню мудрости Афину. Все это отсылает нас к легенде о боге врачевания Асклепии, который получил от Афины кровь Медузы Горгоны. Согласно мифу, кровь из левой половины тела Медузы несла смерть, а из правой — жизнь.

К защитным оберегам можно отнести и многочисленные маскароны в виде лица бога Пана. Как правило, он выражает на самые дружелюбные эмоции. Для модерна (отличительными чертами которого являются растительные мотивы) особенно важен этот мифологический персонаж, бог лесов и всей дикой природы.

На фасаде краеведческого музея (Гаванная) изображен Геракл в львиной шкуре. Это тоже защитный символ.

Интересны медальоны с изображением богини Геры — часть оформления фасада доходного дома Заблудовского. Гера считается покровительницей брака и семейного очага. Судя по всему, в этом доме живут счастливые семьи.

Мифологический символизм использовали и в дореволюционной рекламе. Взять, к примеру, знаменитую мозаику под крышей дома №1 по Екатерининской. На ней изображена отнюдь не императрица, как считают многие, а богиня Фортуна с жезлом Меркурия (символ удачи в торговле) и металлической шестерней — символом технического прогресса. Пока краеведы не смогли выяснить, какое именно учреждение рекламировала эта мозаика. В этом доме, после его перестройки в начале XX века, жил председатель Одесского биржевого комитета Е. Шульц, располагалось множество торговых фирм.

На фасаде дома купца первой гильдии Ефима Яковлевича Менделевича (Маразлиевская, 28) есть изображение Афины. Надо сказать, богиня мудрости, военной тактики и стратегии чаще всего встречается на фасадах учебных заведений, хотя попадается и на фасадах жилых домов.

Кстати, здесь же, на Маразлиевской, по задумке архитектора Викентия Прохаски, изображено и Мировое дерево, которое олицетворяет триединство мира и попытки его познания.                  

Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добилиЗнаменитый советский плутовской роман «Двенадцать стульев» был опубликован 90 лет тому назад, пережил множество экранизаций, где угодно, но только не на родине
Не обошла стороной Одессу и богиня правосудия Фемида. Ее изображение легко узнаваемо на доме №1а по Французскому бульвару. Этот дом был построен в начале XX века для мировых судей, которым надоело для ежегодного съезда снимать помещения у одесских домовладельцев.

Присутствует на одесских фасадах и Дионис — бог виноградарства и виноделия. Торговля вином считалась вторым по значимости бизнесом в Одессе XIX века после зерновой. Сейчас Диониса можно найти на Ланжероновской, а до печально знаменитой «реставрации» дома Поммера на Сабанеевом мосту бюсты Диониса можно было найти и на его фасаде (как, впрочем, и украденную закладную доску архитектора Кабиольского).

С каждым днем Одесса теряет часть своей культуры и истории. Успейте, пока еще есть такая возможность, насладится архитектурными шедеврами и «мифологией» нашего города, ведь в недалеком будущем останутся одни кондиционеры…

 

Автор — Дмитрий Жданов

Фото — Дмитрий Жданов, проект «Архитектура Одессы» и Сергей Котелко

Оригинал публикации

Рекомендуем