Продолжается подведение итогов первого тура президентских выборов на Украине, состоявшихся 31 марта. Во второй тур, как уже известно, вышли шоумен Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко. Юлия Тимошенко и условный кандидат от Юго-Востока Юрий Бойко заняли третье и четвертое места соответственно.
- Вы довольно давно и хорошо знаете Владимира Зеленского, с которым много работали как на сцене, так и на съемочной площадке. Как думаете, если он станет президентом, он будет хорошим руководителем государства? Какие качества могут ему в этом помочь?
— Вову я знаю, может быть, чуть меньше, чем знают его родители — с того момента, когда он появился в КВН, в «95-м квартале». Он всегда был невероятно ярким, талантливым, ищущим, добрым, хорошим организатором, хорошим менеджером, хорошим изобретателем во всем, чем он занимался. Это могло касаться творчества или каких-то организационных вещей. Это дорогого стоит.
Я с ним очень много работал. Мы как ведущие проводили много праздников во дворце «Украина» в Киеве и на 23 февраля, и на 8 марта. Это еще до того, как возникли телевизионные каналы, которыми он руководил, и были сняты фильмы, которые он продюсировал.
Вова замечательный, очаровательный, но здесь речь не о том, каким он будет президентом, а о том, что сейчас происходит на Украине.
Мне ужасно жалко и страшно от того, что происходит между Украиной и Россией, между двумя народами, которые переплетены так, как ни одни другие. Это касается и семей, и жизни, и общей истории.
Всё, что сейчас происходит на Украине, — это дурдом, кровавая неразбериха, искусственно и сознательно начатая гражданская война.
Я краем глаза наблюдаю, как обсуждают эти выборы. Вова лидирует. Это совершенно естественно. Но тут нет уверенности, что он может быть идеальным президентом. Здесь, наверное, задача стоит другая: задача изменить жизнь Украины вообще. В данном случае он выполняет невероятно правильную миссию.
Я буду одним из тех, кто будет очень рад, а может, даже счастлив, если Володя победит, потому что команда людей, которые здраво мыслят, вокруг него есть. Думаю, что это будет другая веха истории — и другая веха отношений Украины и России, Украины и Америки, Украины и Европы, потому что все, что сейчас происходит в мире, — мы чуть ли не во главе угла стоим всех этих конфликтов и неразберих, которые заканчиваются кровью, обнищанием и другими негативными вещами.
Так что я буду невероятно рад, если Володя станет президентом, потому что это совершенно изменит способ разговора между людьми.
- Вы родились на Украине, во Львове, закончили там школу. Очень хорошо знаете украинский народ. Как думаете, вот сейчас перед вторым туром против Зеленского может начаться антисемитская кампания? Мол, как так — во главе неньки Украины станет еврей.
— Я ничего еще об этом не слышал. Украина симпатизирует США, хочет быть на них похожей, а там совершенно не важно, какой национальности президент и вообще какой национальности человек. Будь то политик или актер. Главное — твои профессиональные и человеческие качества.
Если они хотят жить в цивилизованном мире, то это будет такая, знаете ли, хохляцкая штука, потому что, как я всегда говорил, у них какая-то врожденная вражда в отношении москалей, жидов, негров… Это настолько глупо, это уже, знаете, на уровне подворотни, безграмотности, всего того, что и обсуждать не следует.
Хочется просто развести руками и отойти в сторону. Как говорит Жванецкий: запах чем хорош? Не нравится — отойди.
- Вы снимались вместе с Зеленским в одном из популярных фильмов в роли отца. Получилось у вас быть «отцом Зеленского»?
— Когда эта картина вышла, она была очень успешной. Проводить какие-то параллели глупо. Это картина комедийная, молодежная. Володя очень соответствовал этому жанру. Надеюсь, что и я. Мне это было очень интересно. Хотя, если честно, это не совсем моё кино. Но я был рад, что меня пригласили в молодежное кино. Этот фильм был очень популярен у молодежи.
Мы с Зеленским работаем в одном ключе, поэтому он часто приглашал меня проводить эти праздники. Нам не надо было сговариваться — мы всегда работали в одном ключе.
Володя очень талантливый человек. Мне очень хотелось бы, чтобы к нему подходила формулировка: талантливый человек всегда талантлив во всем.
Если Зеленский станет президентом, то это будет очень хорошей перспективой для Украины. А все остальные кандидаты в президенты — это сбитые летчики.
Время так устроено, что скажи мне кто о том, что Зеленский может стать президентом, я бы подумал, что мы все сошли с ума. Но сегодня то, что происходит на Украине, так уродливо, непонятно и странно, что Зеленский — это тот случай, когда клин клином вышибают. Так что самое неожиданное станет самым ожидаемым и желанным.
- А пошли бы вы к нему советником, кстати, когда он станет президентом?
— (смеется) Да нет. Для того, чтобы не раздражать националистов, которые меня почему-то внесли в список «Миротворца». Притом, что я много лет вообще ничего не говорю. И когда говорил, тоже не говорил ничего. С тех пор как Юрию Башмету запретили приезжать на Украину, Алисе Фрейндлих, мне и другим артистам… Понимаете, люди, которые составляют все эти списки, ничего не понимают ни про Башмета, ни про меня, ни про Фрейндлих.
Если бы сейчас воскрес Богдан Сильвестрович Ступка, мой, с одной стороны, учитель, а с другой — коллега, то он бы снова умер, увидев, что происходит.
Я хотел бы, чтобы украинцы, у которых есть право голоса, нашли время проголосовать — и изменить тем самым ход истории.