В четверг, 28 марта, ряд СМИ распространил сенсационную информацию: ГПУ уведомила о подозрении в совершении преступлений сразу нескольких человек, приближенных к президенту Украины Петру Порошенко. Речь идет об экс-главе Нацбанка Валерии Гонтаревой, бывшем главе Администрации президента Борисе Ложкине, действующем замглавы АП Алексее Филатове и совладельце компании ICU Константине Стеценко.
Позже замглавы отдела процессуального руководства по уголовным производствам Константин Кулик в комментарии агентству УНИАН подтвердил информацию о предъявлении подозрений лицам из окружения Порошенко.
«Да, я подтверждаю, что такие подозрения были объявлены», — сообщил Кулик.
Это подтверждение произвело эффект разорвавшейся бомбы: Генпрокуратура считалась президентским ведомством, а ее руководитель Юрий Луценко — человеком, преданным Порошенко лично.
Но дальше ситуация начала развиваться вообще в странном ключе. Так, пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган заявила, что сообщение о подозрении от Кулика незаконно.
«Генеральная прокуратура Украины информирует, что так называемое сообщение о подозрении В.Гонтаревой, Б.Ложкину, К.Стеценко, А.Филатову было осуществлено с нарушением процессуального законодательства, которое требует: а) наличия достаточных доказательств, б) поручения старшего группы прокуроров, в) личного вручения. Ни одно из этих требований не было соблюдено прокурором К.Куликом. Следовательно, указанные лица не считаются подозреваемыми в понимании ст.42 Уголовного процессуального кодекса Украины», — написала она на своей странице в Facebook.
Сарган пообещала, что Государственное бюро расследований (ГБР) даст правовую оценку действиям Кулика.
В свою очередь спикер ГПУ Андрей Лысенко подтвердил информацию Сарган и оценил действия Кулика.
«Предвыборная лихорадка портит людей», — резюмировал он.
В итоге Кулик вынужден был давать развернутый комментарий.
Дела давно минувших дней
После того как коллеги Кулика по Генпрокуратуре раскритиковали его действия, он вынужден был детально прояснить ситуацию с подозрением в отношении лиц, близких к украинской власти. Он направил письменное заявление на канал «1+1», которое зачитала ведущая передачи «Право на власть».
«Я являюсь прокурором по делу Курченко. Это дело расследовалось 5 лет, и объем доказательств преступной деятельности группировки составляет более 3 тысяч томов <…> До сегодняшнего дня неохваченными официальными подозрениями оставались граждане Ложкин, Филатов, Шверк, Гонтарева, Стеценко и Злочевский. Утверждаю, что без предъявления им официальных подозрений невозможно было закончить уголовное дело в отношении Сергея Курченко. 96 подозрений из 98, фигурирующих в этом масштабном расследовании, подписывал лично я. Эти документы как вручались лично, так и направлялись подозреваемым на почту. Почему не вызвали этих фигурантов в ГПУ для вручения подозрения повестками, а пошли путём отправки документов на почту?— ответ очевиден для граждан Украины. Увы, в нашей стране есть каста «неприкасаемых», — писал Кулик.
Он отдельно прокомментировал заявления Сарган и Лысенко, обвинивших Кулика в желании повлиять на выборы.
«Никто из фигурантов дела Курченко в настоящий момент не является лицом, которое может повлиять на выборы Президента Украины. Если же «влияние на выборы» подразумевает, что в обществе начнут обсуждать окружение гаранта Конституции как шайку негодяев, то это вряд ли можно считать новостью: об этом и так все говорят», — отметил Кулик.
Что примечательно: заявление Кулика о подозрении окружению Порошенко появилось после того, как глава ГПУ Юрий Луценко сообщил о завершении следствия в отношении олигарха Сергея Курченко, которого СМИ называли «кошельком Януковича» и который после смены власти на Украине покинул страну. Луценко заявил, что Курченко подозревается в совершении тяжких преступлений против украинского государства в составе группировки во главе с четвертым президентом страны Виктором Януковичем.
Кулик же утверждает, что Курченко, в том числе и благодаря Ложкину, с которым Порошенко начинал свое президентство, продолжает влиять на информационное пространство Украины. При этом в многомиллионных делах беглого олигарха замешаны те, кто декларировал борьбу с предыдущей властью.
Эти обвинения довольно серьезны, особенно на фоне вскрывшегося покровительства Порошенко ряду предприятий в Приднестровье, связанных с Россией.
Однако еще большую обеспокоенность наблюдателей вызывает тот факт, что Генпрокуратура Украины начинает трещать по швам: часть прокуроров отказывается покрывать действующую власть.
Корыстный интерес или разрушение вертикали
Украинский журналист, главред сайта «Цензор.Нет» Юрий Бутусов утверждает: Кулик выступил со своими разоблачениями не просто так.
«13-17 марта Константин Кулик отбыл с семьей в Израиль, сообщив руководству ГПУ, что причина визита — лечение дочери. По данным источников "Цензор.Нет" в ГПУ, Кулик встречался с проживающим в Израиле олигархом Игорем Коломойским. Коломойский отрицает даже факт знакомства с Куликом. Но кто бы ни договаривался с Куликом, результат очевиден. Коломойский руками Кулика нанес информационный удар по Порошенко перед первым туром выборов», — заявил Бутусов.
Однако позже ему, по его словам, позвонил сам олигарх, и журналист дополнил свою запись в Facebook.
«Я действительно находился в Израиле 13-17 марта, однако никаких встреч с прокурором Куликом у меня не было. Я вообще не знаком с этим человеком и не пересекался с ним никак. Все, что он делает, — это его личная инициатива», — якобы сказал Коломойский.
Другой украинский журналист Александр Дубинскийуверен: скандал с Куликом свидетельствует о том, что и без того некрепкая вертикаль власти на Украине начинает распадаться.
«Я рассматриваю это все как обрушение системы. Когда за два дня до выборов Генпрокуратура сначала объявляет подозрения окружению Порошенко, потом отзывает эти подозрения по звонку из Администрации президента — это конец. Это коллапс системы, которой мы боимся, той машины, которая должна обеспечить победу на выборах. История с ГПУ, весь этот шабаш — это хаос. И так у него во всем. Эта машина, скрепленная властью, начинает разрушаться. Сейчас власть — как плохой клей», — указывает Дубинский.
В свою очередь украинский журналист Глеб Простаковуказывает на дивное молчание самого Луценко, который после скандала отделался публикацией в Facebook, гласившей: «Для меня главная цель этих выборов — перспектива членства Украины в НАТО <…> Все, что мешает этому, должно уйти в прошлое».
«Юрий Витальевич с высоты Бруклинского моста всем своим видом дает понять, что не имеет никакого отношения к прилетевшим ближайшему окружению Петра Алексеевича подозрениям от подчиненного ему прокурора Кулика. «Я просто хочу, чтоб страна была в НАТО», — говорит Луценко. Телефон отключен, принимать назойливые звонки от Порошенко в роуминге дорого», — отмечает Простаков.
При этом некоторые источники утверждают: подчиненные Луценко постараются замять дело, а сами важные бумаги — спрятать.
«Ночью материалы дела вынесли [из ГПУ] без какого бы то ни было документального оформления. Наверное, повезли народному депутату Грановскому (один из приближенных к президенту Украины депутатов от БПП. — Ред.) на изучение», — пишет журналист Владимир Бойко.
В любом случае дело Кулика свидетельствует: окружение Порошенко не хотят покрывать уже и люди в самой Генпрокуратуре. Вряд ли это было бы возможно без уверенности в том, что на выборах президента Украины Порошенко не победит.