Судя по результатам последних соцопросов, значительная часть населения знает истинную цену националистической доктрине, которая стала базовой в политической жизни страны. Незначительное меньшинство, перехватившее после переворота управление страной, не сумело при помощи телевизора, страхом и постоянными заявлениями о российской оккупации сформировать сознание украинских граждан в той системе ценностей, которая сейчас объявлена единственно верной.
Но есть область, где государственным органам удалось воспроизвести опыт немецких предшественников. Службу безопасности Украины, день которой отмечается сегодня, нельзя считать полным аналогом гестапо, поскольку масштабы и размах кровавых деяний у нее существенно скромнее, но методы она использует абсолютно те же самые. Материалов о пытках и убийствах, в которых замешано это ведомство, за годы, прошедшие с момента захвата власти, накоплено уже столько, что скамья подсудимых для конкретных сотрудников и глав Службы — бывшего, Валентина Наливайченко и нынешнего, Василия Грицака — ожидает своего часа. Поэтому сегодняшние торжества — это скорее конвульсия, агония преступника, знающего, что время расплаты обязательно настанет, но пытающегося отогнать мысль о неминуемом.
К этому знаменательному дню в Москве приготовили для СБУ хороший подарок. Сегодня на пресс-конференции бывший сотрудник этой организации поведал о том, чем на самом деле она занимается. Если вы предположите очевидное — что пытки и убийства являются для Службы безопасности рутинной работой — то окажетесь совершенно правы. Василий Прозоров, проработавший в ведомстве с 1998-го по 2018-й, рассказал о деятельности заплечных дел мастеров. О существовании тайной тюрьмы на территории мариупольского аэродрома было известно давно. Через нее прошли многие добровольцы из Донбасса, попавшие в украинский плен. Их показания о чудовищных пытках, которым они подвергались, в Донецкой народной республике заносятся в специальную Белую книгу. Там уже хватит материала для целой череды судебных процессов над сотрудниками, чьи имена и фамилии известны.
По словам Прозорова, экс-глава СБУ Наливайченко вооружал нацбатальон (теперь уже полк) «Азов», который тоже имеет свои тайные тюрьмы и участвует в карательных операциях в Донбассе. На его счету большое число расстрелов пленных без суда и следствия, а также расправы с мирными гражданами в прифронтовой зоне. Ну а то, что бойцы батальона в массовом порядке применяют самые изощренные пытки, известно еще с 2014 года.
К специфическим услугам СБУ неоднократно прибегал Петр Порошенко, чтобы отстаивать свои политические и деловые интересы. Речь идет о так называемых эскадронах смерти, которые были созданы при Управлении контрразведки. Комплектуются эти подразделения бывшими военнослужащими, имеющими боевой опыт за плечами. Их задача — устранение лиц, неугодных как главе государства, так и самой Службе безопасности. Об этом в прошлом году журналисту Анатолию Шарию рассказал выехавший в одну из европейских стран бывший заместитель начальника тренировочного лагеря полка «Азов», некто Сергей. По его словам, начальник Департамента контрразведки Анатолий Лысогор пытался завербовать его в состав такой группы. При этом Лысогор объяснил, что в его обязанности должна была входить физическая ликвидация людей, на которых укажет руководство. И речь шла вовсе не о сепаратистах, а о гражданских лицах, которые «мешают нашей власти и у которых есть противоречия с финансовыми интересами Петра Порошенко».
Сергею во время встреч с Лысогором и еще одним сотрудником СБУ майором Покладом стали известны детали уже проведенных «эскадронами смерти» акций. В частности, выяснилось, что адвокат Ярослав Бабич, который якобы счеты с жизнью в собственной квартире, на самом деле был задушен двумя бывшими «азовцами» с кличками Хорст и Полуботок. Один из них душил Бабича, второй «выкручивал гениталии», чтобы тот не сильно мешал его душить. Как пояснили Сергею, Бабич пострадал из-за конфликта с политиком Романом Зварычем.
Сергей после отказа выполнять кровавую работу сам прошел через застенки СБУ. Пытал его тот самый майор Поклад, который вместе с Лысогором участвовал в вербовке. Парня вынудили подписать договор о сотрудничестве и после этого отпустили. Он тут же выехал в Европу, где и дал интервью Анатолию Шарию.
Так что если мы назовем СБУ украинским гестапо, то это вовсе не будет преувеличением. Служба, которая должна обеспечивать безопасность украинских граждан, на самом деле у некоторых из них отнимает жизнь, другим ломает судьбы, вынуждая бежать из страны, третьих проводит по всем кругам ада, подвергая таким мучениям, о которых мы знаем из фильмов и книг про пытки в нацистских застенках.
В общем, ребятам есть что праздновать.