Электоральная кампания на Украине основана на недоверии, и многие политики-кандидаты лидируют за счет настроений, которые очень быстро могут поменяться, говорят политэксперты.
Поиск альтернативы
Сегодня украинцы оказались замкнуты в информационных «пузырях», и смысл происходящего в стране сводится к подтверждению правоты каждого из лидеров гонки.
«В одном политическом театре происходят несколько главных, разной направленности спектаклей: «война и мир», «укрепление государства и коррупция», «внешнее управление и независимость». Избиратель одновременно смотрит три разнородных сюжета и теряется», — поясняет политический эксперт, главный советник института «Новая Украина» Виктор Щербина.
При этом «потерянный» избиратель — это «неизвестный» избиратель, которых в стране становится все больше. Важно, что на текущих выборах президента не прослеживается четкой пары лидеров, как было раньше: Кравчук-Кучма, Кучма-Симоненко, Ющенко-Янукович, Янукович-Тимошенко. За скобками остается только 2014 год, когда президента нужно было выбирать срочно. Да и на Порошенко были возложены большие надежды.
Таким образом, вся пятёрка лидеров рейтингов (Владимир Зеленский, Пётр Порошенко, Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко и Юрий Бойко) имеют шансы на победу, а интрига будет сохраняться до последнего.
«Потерянные» из Донбасса
Стоит также помнить, что немалая часть из вышеозначенных «потерянных» — это жители контролируемых Киевом территорий Донбасса. Эти люди боятся озвучить свою политическую позицию даже в социологических опросниках, чтобы не попасть под контроль СБУ. По данным исследований, неопределившихся с выбором на Донбассе — около 40%.
«Люди, особенно на Юго-Востоке, побаиваются отвечать не так, как им говорит власть. Этот момент существенен и может быть сюрпризом на выборах. Конечно, если процедура выборов будет соблюдена и мы будем иметь относительно честный подсчет голосов», — заявил Щербина.
Затаившийся оппозиционный электорат
В целом по стране доля неопределившихся с выбором кандидата, но желающих идти голосовать избирателей, — не менее 15%. Эти проценты социологи «разбрасывают» по рейтингам кандидатов. По словам Александра Левцуна, руководителя социологических программ Центра социальных исследований «София», это неправильно. Таким образом завышаются показатели некоторых лидеров кампании.
«На мой взгляд, представительство таких кандидатов, как Зеленский и Порошенко, несколько выше, так как их респонденты охотнее заявляют о своей позиции. А симпатики Тимошенко и Бойко сдержаны в своих мнениях и менее охотно идут на контакт. Таким образом проявляется феномен скрытого электората оппозиционных кандидатов», — разъяснил социолог.
Запрос на прямые переговоры
Многие украинцы не определились с кандидатом в президенты, зато поняли, что нужно делать с войной в Донбассе. Всё больше украинский народ склоняется к переговорам с ЛНР и ДНР.
Так, с 16 по 25 декабря 2018 года во всех административных областях Украины Центр социологических исследований «София» опросил 2018 респондентов от 18 лет и старше. Метод проведения опроса — индивидуальное интервью («лицом к лицу») по месту проживания респондента (на дому). Статистическая погрешность — 2,2%.
В социсследование включили блок вопросов касательно мира в Донбассе. Большинство респондентов считают, что украинское государство должно установить мир путем прямых переговоров, в ходе которых воюющие стороны пришли бы к компромиссному решению (40,9%). Чуть меньше тех, кто считает: Киев должен добиться победы в войне дипломатическим и военно-оборонительным путем (36,1%).
«Текущая политика Украины по конфликту на Донбассе оказалась нерезультативной. Не видно признаков того, что конфликт удастся урегулировать в ближайшее время. Поэтому в обществе начинают доминировать те, кто считает, что достичь мира можно, скорее, путем переговоров и компромисса», — подчеркнул Александр Левцун.
«Жить дальше здесь или шансов нет»?
Результат социсследования директор Института «Новая Украина» Андрей Ермолаев считает закономерным. Поскольку объявленный Порошенко курс на «холодный мир» (политика изоляции Донбасса, его измора санкциями, боевое противостояние и силовое отвоевание территорий) — это не мир, а «мир», где сохраняются риски, потрясения и потери во время продолжения войны.
Такой «мир» не отвечает на вопрос, когда изменится атмосфера в украинском обществе и когда оно уйдет от воинственности.
«Мир — это вопрос будущего и контроля над будущим. А война — это Украина без будущего. Выбор «жить здесь дальше или шансов нет» звучит уже публично», об этом часто спрашивают политиков, экспертов, а те — друг у друга», — прокомментировал ситуацию Ермолаев.
Украинцы ищут политиков, которые могли бы учредить «теплый»/«горячий» мир и отменить «холодный».