«Тут давеча и глава ГПУ, и глава НАБУ дали по брифингу. Напаковали много красивых заявлений, часть из которых откровенный трындеж. Часть — манипуляция. Часть — правда. В общем, конторы начали валить друг на друга «дело чучундр». Печальная правда в том, что оба ведомства в нем замазаны от и до. Хотя разочарования от НАБУ, конечно, больше. Но это в основном потому, что от Генпрокуратуры мы как-то вообще отвыкли особо чего-то ожидать. А СБУ — на брифинг не вышло. Но тоже замазано. А про налоговиков я не говорю», — анонсировал заключительную часть расследования сам Денис Бигус.
Описанная журналистами коррупция подчас принимала гротескные формы. Так, в одном случае молодые предприимчивые люди, среди которых был сын экс-замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны Олега Гладковского Игорь, втридорога продали одному из оборонных заводов украденные на его же складах детали. При этом на компанию заводились дела, но благодаря взяткам их спускали на тормозах.
Единственная правоохранительная служба, которая не засветилась в скандале со «сливом» дел против коррупции в оборонпроме, — Государственное бюро расследований. И тому есть веская причина.
«ГФС, НАБУ, ГПУ — все в деле Гладковского тем или иным краем. А, кстати, МВД тоже там, но формально — они что-то заводили и отдавали в ГПУ. Думаю, сейчас где-то сидит руководство ГБР, бухает и орет: как же классно, что нас тогда еще не создали», — предполагал сам Бигус.
Но если в отношении налоговиков и прокуратуры с СБУ у украинцев никогда не было иллюзий, то тот факт, что и созданное при помощи американцев НАБУ спускало дела на тормозах, многих разочаровал. Тем более, в этом оказался замешан один из «грузинских варягов» — замдиректора НАБУ Гизо Углава.
Незапятнанных нет
2015 год запомнился Украине среди прочих двумя событиями: масштабным «грузинским десантом», во главе которого был президент Грузии Михаил Саакашвили, и созданием Национального антикоррупционного бюро Украины. Современная Грузия в сознании украинского и российского либерала является страной мечты: стеклянные полицейские участки, масштабное искоренение коррупции и другой преступности, полный слом старой советской правоохранительной системы и замена ее на новую, созданную по лучшим западным образцам. Поэтому когда грузины из окружения Саакашвили, проигравшего в 2013 году на выборах в Грузии, потянулись на Украину, многие обрадовались: уж эти-то точно сломают старую коррумпированную систему.
Первыми «застрельщиками» еще в декабре 2014 года стали бывший глава Минздрава Грузии Александр Квиташвили, который стал министром здравоохранения Украины, и экс-министр полиции и общественного порядка Грузии Екатерина Згуладзе, ставшая замминистра внутренних дел Украины и приступившая к подготовке создания полиции на Украине.
А позже, в том же 2015 году своим появлением украинские органы власти «осчастливили» и сам Саакашвили, экс-министр образования и науки Грузии Хатия Деканоидзе, первый замгенпрокурора Грузии Давид Сакварелидзе и другие.
Тогда же — в 2015 году — после тщательного отбора кандидатов, осуществлявшегося в том числе и под контролем США, — на Украине появился новый правоохранительный орган — Национальное антикоррупционное бюро. Первым замдиректора новосозданного НАБУ стал тоже «грузинский варяг» — экс-замгенпрокурора Грузии Гизо Углава. Именно Углава остался тем из немногих грузин в органах власти, переживших резкое охлаждение отношений, а затем и прямую вражду Саакашвили с президентом Грузии Петром Порошенко. Но нынешнее расследование BIHUS.Info может поставить крест и на его карьере на Украине.
«Завтра с утра чтоб Г.Углава написал письмо, что ошибочно внесли «Оптимумспецдеталь» в этот список (список ненадежных компаний от НАБУ. — Ред.)», — писал 26 декабря 2016 года один из замешанных по мнению журналистов в коррупции в оборонпроме Виталий Жуков своему подельнику Андрею Рогозе.
Однако видео с проходной Житомирского бронетанкового завода красноречивее: на них Шевченко с Жуковым. Да и письмо с завода руководству «Укроборонпрома», в котором руководство жалуется на Шевченко и Жукова, тоже сложно будет оспорить.
Примечательно, что после выхода первой части расследования сторонники президента Украины, чьему имиджу был нанесен сильный удар, сразу же заявили, что Шевченко в НАБУ привел общественник и борец с коррупцией Виталий Шабунин.
«Есть вопрос. К антикоррупционерам. Я, например, знаю что до войны Евгений Шевченко был должен половине Киева деньги и ничего не зарабатывал со своими «бизнес-тренингами». Не составило труда узнать <…> На тему «навоевал», к слову, тоже не всё здорово, так как он за всё это время так нигде не повоевал и в штате батальона никогда не числился. Но выставляет себя воином АТО. При всей этой чистоплотности, он плотно общается с младшим Гриценко, Юрий Бутусов раскручивает его как «атошника-антикоррупционера», а потом оказывается, что парень кроме рейдерской организации "Донбасс-Охорона" еще и стал миллионером не только на силовом активе имени Семенченко, но еще и на схемах с «Укроборонпромом». И вот, собственно, вопрос. Виталий Шабунин, насколько верна информация что Женю Шевченко в НАБУ интегрировали именно вы?» — спрашивает 6 марта один из волонтеров Серж Марко.
Шабунин на его вопрос ответа так и не дал.
Но остальным украинцам, похоже, ответы уже и не нужны.
«Насколько эта система гнилая. Они, чтобы воровать, друг друга обилечивают. Это пираньи, которые жрут друг друга <…> Когда каждый в системе может другого обилетить — взять взятку, чтобы не расследовать или расследовать, это означает, что эта система должна быть взята и сброшена в океан со скалы, уничтожена. Эта система нежизнеспособна <…> Это нельзя починить ни люстрациями, ни заменой руководящего состава», — считает украинский журналист Александр Дубинский.
А его коллега Роман Скрыпин и вовсе заявил: «Я уже конструктивно предлагал сжечь страну к чертям на удобрения. Только без нас. Мы себе новую сделаем».
Расследование BIHUS.Info показало: на Украине даже органы, созданные под прямым контролем США, укомплектованные успешными борцами с коррупцией вроде «грузинских варягов», обречены на коррупцию.