На Украине ухудшился один из ключевых экономических показателей
Промышленное производство в стране в январе 2019 года сократилось на 3,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а согласно данным Государственной службы статистики, только за один месяц оно сократилось на 0,5% (с учётом сезонного фактора).
По данным Госстата, в перерабатывающей промышленности падение составило 5,5%, в добывающей и разработке карьеров — 1,6%.
И это с учетом эффекта очень низкой сравнительной базы, поскольку этому предшествовали четыре тяжелейших года спада: в 2015 году промпроизводство сократилось на 13%, в 2014 — на 10,1%, в 2013 — на 4,3%, в 2012 — на 0,7%.
В 2018 году промышленное производство в стране выросло на 1,1% в годовом исчислении, а в 2017 году сократилось на 0,1% после роста на 2,4% в 2016 году.
Стоит напомнить, что на Украине в 2013 году активно работали машиностроительные заводы, которые, в отличие от производства металлопроката и энергии, давали большую долю прибавочной стоимости. Соответственно, конечная продукция стоила дороже, и в ее производстве задействовалось большее число работников.
Предприятия были в основном локализованы в восточной и центральной частях Украины и работали по кооперационным схемам с российскими компаниями. Для украинского машиностроения российский рынок был основным, потому что в других высокоразвитых странах, например странах ЕС, собственные производители получают преимущества на рынке, их интересы всячески защищаются, и конкуренция с ними естественным образом усложняется.
После победы «Евромайдана» украинские власти под разными предлогами полностью запретили кооперацию с РФ. Результат не замедлил сказаться — снижение объемов производства в промышленности.
«Укрзализныце» катастрофически не хватает дизтоплива
«Укрзализныця» ввела ограничение на использование дизельного топлива в связи с прекращением поставок и критически низкими запасами. Об этом свидетельствует копия телеграммы от 22 февраля за подписью члена правления УЗ Иренеуша Василевского, которая есть в распоряжении издания enkorr.
«В связи с временным прекращением централизованной поставки ДТ на региональные филиалы обязываю срочно принять меры по экономии затрат топлива», — следует из телеграммы.
Региональным подразделениям поручено максимально сократить парк тепловозов, задействованных в маневровой работе, и оптимизировать пропуск грузовых поездов по электрифицированным участкам. Также приостановлена выдача ДТ для выполнения работ по модернизации, ремонта колеи и других работ, связанных с обслуживанием инфраструктуры, за исключением аварийных ситуаций.
Кроме того, до возобновления поставок топлива остановлено выполнение всех работ по модернизации и ремонту инфраструктуры, требующих затрат ДТ. В локомотивных и мотовагонных депо поручено слить дизельное топливо с тепловозов, отставленных в резерв.
По информации опрошенных изданием трейдеров, ситуация с перебоями в поставках ресурса для железной дороги обусловлена неспособностью «Укрзализныци» своевременно рассчитываться за поставленный ресурс.
В то же время в «Укрзализныце» заявили, что железная дорога обеспечена более чем недельным запасом дизтоплива для бесперебойной работы отрасли. А пресс-служба УЗ распространила сообщение о возможных планах самостоятельно закупать ДТ у зарубежных производителей.
Растаможка «евроблях» принесла в госбюжет 13,6 млрд гривен
Поступления в государственный бюджет Украины от таможенного оформления автомобилей с иностранной регистрацией составили 13,6 млрд гривен (33 млрд руб.). Об этом сообщил президент Пётр Порошенко в ходе совещания с правительством об индексации пенсий.
«Всего через механизмы льготного растаможивания поступило 13,6 млрд. В частности, почти 6 млрд (14,5 млрд руб.) по программе старых автомобилей, и мы эти деньги можем потратить на поддержку пенсионеров», — сказал Порошенко.
Деньги поступили в Пенсионный фонд, а оттуда — на предвыборные подачки пенсионерам.
«Дополнительная выплата будет составлять 2400 гривен (5800 руб.) двумя траншами: 1200 грн (2900 руб.) в марте и 1200 грн в апреле. Дополнительный ресурс в размере 4,4 млрд гривен (10,63 млрд руб.) был получен Пенсионным фондом за счет поступлений от растаможивания автомобилей с еврономерами», — сообщил вице-премьер Павел Розенко, подчеркнув, что все указанные пенсионные выплаты будут осуществлены в пределах средств бюджета Пенсионного фонда без увеличения его дефицита.
Однако сами «евробляхеры» недовольны. Несмотря на льготы, растаможка для многих оказалось слишком дорогой, а потому на украинские номера поставили всего пятую часть всех завезенных в страну автомобилей.
Украина оказалась одной из худших стран для детей
В рейтинге 80 лучших для воспитания детей стран Украина заняла 58-е место, опустившись за прошедший год на четыре позиции. Список составляли на основе глобального опроса населения и ранжировали участников по сумме баллов.
Во внимание принимали такие показатели, как забота о правах человека в государстве, дружелюбие в семье, равенство полов, распределение доходов, безопасность и развитость социальной инфраструктуры.
В тройку победителей вошли три северные европейские страны. Первое место заняла Швеция, второе — Дания, третье — Норвегия. Следом идут Канада, Финляндия, Нидерланды, Швейцария, Австралия и Новая Зеландия. Десятку победителей замыкает Бельгия, а последними оказались Пакистан, Ирак и Иран.
Украина своим 58 местом обязана в первую очередь плохим показателям по уровню доходов семьи, политической нестабильности, низкому уровню безопасности и отсталости социальной инфраструктуры. На один пункт Украину обогнала Индонезия, а на один позади остался Вьетнам.
У Украины снизился показатель и в регионе, страну опередили все ее соседи: Польше присудили 22-е место. На 26-й позиции разместилась Венгрия, следом идет Словакия (37-е место), Румыния (43-е место), Россия (46-е место) и Белоруссия (56-е место).
Стоит напомнить, что Украина за минувшие пять лет превратилась в самую бедную страну Европы с низкими зарплатами, пенсиями и мизерными пособиями для социально чувствительных слоев населения.
Украина теряет мировые позиции в производстве стали
В январе 2019 года по сравнению с январем 2018 года Украина утратила еще один пункт в мировом рейтинге металлургов, опустившись на 13-е место. Такую информацию распространила Всемирная ассоциация производителей стали (World Steel Association). Так, в прошлом месяце на Украине было зафиксировано сокращение производства стали на 4,9% — до 1,85 млн тонн. Всего в рейтинге учитываются 64 страны-производителя.
В отчете указывается, что глобальная выплавка стали по итогам января 2019 года достигла 146,705 млн тонн. Это на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в 2018 году металлурги выпустили без малого 1,809 млрд тонн — на 4,6% больше, чем годом ранее.
Напомним, что Еврокомиссия ввела со 2 февраля защитные пошлины на импорт стальной продукции, в том числе из Украины. Эти меры будут действовать в ответ на американские пошлины на сталь и алюминий, они введены на три года, однако при изменении внешних обстоятельств возможен их пересмотр.
Рада вопреки ассоциации с ЕС повысила пошлину на металлолом
Верховная Рада приняла за основу и в целом закон об уменьшении дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке, повысив пошлины на экспорт лома с 42 до 48 евро за тонну и продлив его действие на два года.
Напомним, последний раз Верховная Рада повышала ставку экспортной пошлины на лом черных металлов с 30 до 42 евро и продлила действие пошлин на год в мае прошлого года.
Перед этим пошлины повышали в 2017 году. Представительство ЕС на Украине тогда выступило с призывом не продлевать действие пошлин на экспорт металлолома, поскольку этот шаг нарушит договоренность с ЕС по отмене этих пошлин. В ЕС утверждали, что повышение действия и размера пошлин на металлолом нарушает «дух и букву» Соглашения об ассоциации.
Увеличение экспортной пошлины на вывоз металлолома официально было введено с целью ликвидации дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке для первоочередного обеспечения нужд оборонной промышленности и обеспечения условий восстановления объектов инфраструктуры.
Неофициально же эксперты говорят, что благодаря отсрочкам и повышениям пошлин в очередной раз обогатились украинские олигархи, в частности, Виктор Пинчук и Ринат Ахметов, предприятия которых производят трубы из лома черного металла. После принятия закона о повышении пошлин каждая тонна лома обходится олигархам значительно дешевле, что, по оценкам экспертов, увеличивает их доход на сумму от 40 до 100 миллионов гривен (от 97,5 до 240 миллионов рублей) в год.