«Насилие мы отвергаем сразу, только законные методы. Рада приняла механизм, как общество может перейти в новую церковь. Они должны, согласно закону, собрать братию. Они должны перерегистрироваться в Русскую православную церковь, а они не захотят. Тогда они лишатся права юридического лица, а без него — еще многого другого», — сказал раскольник.
Филарет заявил, что Киево-Печерская лавра должна принадлежать неканонической церковной структуре ПЦУ, а не всемирно признанной Украинской православной церкви (УПЦ).
20 января глава УПЦ, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к православным верующим страны, призвав их хранить верность Украинской православной церкви.
«Некоторые озлобляются, некоторые шатаются — идут из одного "лагеря" в другой. Вы знаете, что никуда не надо идти, у нас уже есть путь, который прошли наши предки, и мы идем тем же путем. Мы никуда не сворачиваем — ни налево, ни направо. Я это говорю в отношении веры», — сказал он.
В декабре вопреки Конституции президент страны Петр Порошенко совместно с неканоническими структурами провел в столице так называемый объединительный собор, в ходе которого выбрали предстоятеля «новой церкви» Епифания.
В начале года Порошенко вместе с Епифанием отправился в Стамбул и получил от Константинопольского патриарха Варфоломея томос (документ о независимости) новой церковной структуры.
Все это было необходимо президенту, чтобы укрепить свои позиции перед мартовскими выборами: поднять низкий рейтинг. При этом Порошенко неоднократно говорил, что не будет вмешиваться в дела церкви, обещал защиту верующим канонической Украинской православной церкви и священнослужителям, однако сейчас им угрожают гонения.
В довершение 17 января Верховная Рада Украины приняла рейдерский закон об изменении юрисдикции религиозных общин, который легализует попытки захвата православных храмов неканоническими структурами.
Скорость, с которой Константинопольский патриархат организовывает томос, вызывает у церквей опасение. Они видят в этом скорее предвыборную политику, чем заботу о единении православного мира и решение проблемы церковного раскола на Украине.
Политолог Алексей Якубин напомнил, что с Константинополем не согласны 14 поместных церквей. УПЦ как самая большая каноническая православная церковь не принимает участия в процессе создания ПЦУ.
Против формирования ПЦУ высказался Антиохийский патриарх — глава одного из древнейших патриархатов. Похожие заявления прозвучали ранее от наместников Сербской, Польской, Белорусской, Болгарской православных церквей. Александрийский патриарх также не выразил поддержку неканонической церкви. Вынуждают признать томос Грузинскую и Албанскую церковь.