На днях в центре Львова появились необычные граффити. На них изображена старая, неприятная на вид бабка, которая тычет в вас своим крючковатым пальцем. «Я решу за тебя», — поясняет от ее имени сопровождающая надпись, возле которой многозначительно стоит дата выборов президента Украины: 31 марта 2019 года.
Как утверждают местные блогеры, за этой кампанией ненависти против стариков могут стоять львовские националисты-порохоботы. По их мнению, обнищавшие украинские пенсионеры намерены массово голосовать за Юлию Тимошенко или за любого другого кандидата, но только не за Петра Порошенко, который так щедро прибавил им к пенсии целых 63 гривны (приблизительно 120 рублей), увеличив ее минимальный размер с 1434 до 1497 гривен. Пожилые и престарелые украинцы не понимают смысла и пафоса украинских реформ, потому что им нечего есть и нечем оплачивать многократно подорожавшую коммуналку. А потому они готовы поддержать популистов, поставив крест на всех выдающихся достижениях постмайдановской пятилетки.
Подобные взгляды имеют сейчас широкую популярность в среде радикальной партии сторонников Евромайдана — в широком спектре от радикальных националистов до «проевропейских» либералов. Они требуют любой ценой сохранить курс на антисоциальные реформы — пускай даже он в прямом смысле уничтожает бедных и необеспеченных украинцев, к числу которых в первую очередь принадлежат пожилые и престарелые люди. Пенсионеры являются для украинских правых чем-то вроде ненужного, бесполезного балласта, отягощенного тяжелым наследием совка. И они вслух мечтают о том, чтобы сбросить этот балласт за борт украинского корабля.
К сожалению, на пути к этой цели наши людоеды отнюдь не ограничиваются одними только граффити, а все чаще переходят к конкретным практическим действиям погромного толка. Так, в ночь на 22 декабря в Дарницком районе сожгли пункт раздачи бесплатных обедов, организованный благотворительным фондом «Жизнелюб» под руководством известного киевского бизнесмена Гарика Корогодского. По мнению наблюдателей, за этим преступлением могут стоять местные ультраправые, поскольку они примеряют на себя роль «санитаров нации» и стараются избавить Киев от бездомных и нищих людей, которые получают в этом пункте горячее питание.
Одновременно с этим в Житомире потребовали ограничить право на бесплатный проезд в городском транспорте для пенсионеров. На сайте городского совета собирают подписи под соответствующей петицией, которая представляет собой настоящий гимн ненависти своим пожилым соотечественникам. «Утром нельзя добраться до работы, и все из-за большого количества пенсионеров с большими сумками и т.п., которые направляются неизвестно куда. А если пенсионер направляется на работу, то он найдет 3 гривны за проезд», — написали ее авторы. Они как будто не понимают, что старые люди едут в троллейбусах на базары и огороды, чтобы хоть как-то свести концы с концами, и бесплатный проезд в троллейбусах и трамваях без преувеличения служит для них настоящей дорогой жизни, обрубив которую, местные либеральные атланты попросту уничтожат многих дедушек и бабушек.
Пенсионеры являются на сегодня самой бедной категорией украинских граждан. По словам экономиста Виктора Скаршевского, 90% украинских пенсионеров, то есть около 10 миллионов человек, получают пенсии, уровень которых находится ниже фактического прожиточного минимума. Средний размер пенсии колеблется сейчас возле отметки в 90 долларов, однако у Пенсионного фонда не хватает денег для выплаты этой ничтожной суммы, которая покрывается только за счет кабальных траншей Международного валютного фонда. Как утверждает Скаршевский, дефицит Пенсионного фонда будет увеличиваться в течение всего следующего года, что является приговором украинской пенсионной системе. А значит, украинским старикам уже вскоре предстоит рассчитывать исключительно на самих себя.
«В 2019 году на Украине пенсию поднимут всего на $8 — до 1596 грн (3892 руб.). Прожиточный минимум — также на $8 — до 1932 грн (4712 руб.). Этими деньгами вряд ли возможно будет покрыть растущую «коммуналку». Ведь людям приходится экономить даже на еде и одежде, чтобы заплатить по счетам. А субсидии получать все сложнее и сложнее», — предупреждает об этом Виктор Скаршевский.
Одновременно с этим в стране готовят пенсионную реформу, которая должна будет сократить число украинских пенсионеров. Как сообщил в интервью «Экономической правде» старший экономист Всемирного банка Алексей Случинский, иностранные кредиторы Киева уже сегодня настаивают на этих непопулярных мерах. Скорее всего, они будут предприняты сразу же после выборов — ради получения новых траншей от МВФ. При этом пенсионеров скорее всего обяжут получить новые удостоверения, для чего необходимо будет сдать отпечатки пальцев обеих рук, а также заполнить специальную регистрационную карту, которую надо будет обновлять каждое полугодие.
Министерство финансов разработало с этой целью специальный закон «О верификации и мониторинге государственных выплат». Он даже предусматривает создание специальной «полиции по льготам», которая будет проверять, законно ли получает свою пенсию тот или иной украинец, при необходимости замораживая эти выплаты на срок не менее месяца. За счет этой политики правительство собирается ужесточить экономию на пенсионерах, а также правила получения пенсий для жителей неподконтрольной территории Донетчины и Луганщины.
«Все эти предложения нарушают конституцию Украины и здравый смысл. У нас есть различные реестры, по которым Пенсионный фонд может проверить законность получения пенсии тем или иным человеком. А если есть сомнения, работники Пенсионного фонда должны сами приезжать к пенсионерам уточнять интересующие их детали, а не наоборот. Ситуация, когда старики умирают в очередях за пенсиями, попросту ненормальна», — комментирует эти планы старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. Хотя все понимают, что формальные нормы закона навряд ли смогут остановить реформаторские порывы украинских министров.
По существу Украина становится страной, которая откровенно враждебна к беспомощным старикам. Государство занятых своим выживанием бедняков и уверенных в своей безнаказанности правителей видит в пенсионерах обузу, а сторонники реформ рассматривают их как лишних людей. Ведь они явно не вписываются в людоедские схемы неолиберальных реформ и тоскуют по проклятым временам тоталитарного прошлого. Ненависть, которую в промышленных масштабах производит сегодня украинская пропаганда, постепенно распространяется на эту категорию населения. А значит, мы все чаще будем слышать призывы лишить бабушек права голоса или по максимуму урезать для них социальные льготы.
Все это далеко не случайно, ведь отношение к старикам и детям является для общества основным критерием человечности. И новая, постмайдановская, Украина решительно отбрасывает эти гуманистические принципы, как бы предупреждая своих сограждан о грозящем им будущем, где больше не будет место для старых и немощных.