Однако главная сенсация заключается не в том, что победило политическое движение действующего главы государства, ещё недавно бывшего малоизвестным армянским политиком. Сенсация, впрочем, вполне объяснимая — республиканская партия бывшего президента Сержа Саргсяна и националисты из «Дашнакцютюна» на нынешних досрочных парламентских выборах не набрали 5%, необходимых для того, чтобы попасть в парламент. Потому что на прошлогодних выборах в 2017 году партия Саргсяна получила 49,17%, националисты — 6,78%. Согласно законодательству, чтобы пройти в парламент, партии должны преодолеть планку в 5%, а блоки — в 7%.
Несмотря на отсутствие пороговой явки, исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян был недоволен не очень активным участием соотечественников в голосовании — за первые 3 часа свой гражданский долг выполнили всего 7,76% избирателей — и обратился к электорату в прямом эфире на своей странице в Facebook. Однако в конечном итоге явка была, мягко говоря, не очень высокой — 48,63%. Для сравнения: в апреле прошлого года этот показатель составил 60,84%. Придя на избирательный участок, политик провёл незапланированную пресс-конференцию, ответив на вопросы журналистов по ключевым темам: о демократии, об аресте бывшего президента страны Роберта Кочаряна и перспективах назначения нового генерального секретаря ОДКБ.
«Времена бурных выборов прошли. Если бы в течение последних 18 лет в Армении проходили прозрачные выборы, то Республиканская партия Армении с трудом бы набирала проходной процент. Мы об этом неоднократно говорили. Сейчас факт налицо», — заявил Никол Пашинян.
Стоит отметить, что Конституция страны обеспечивает политический баланс сил в парламенте: во-первых, в нём должны быть представлены три политические силы, во-вторых, за оппозицией закреплены 30% кресел.
Через тернии к премьерскому креслу
О назначении досрочных парламентских выборов Пашинян объявил 2 октября, а о своей отставке — ровно через две недели. Пойти на такой шаг премьер-министра вынудили внутриполитические разногласия.
Осенью Республиканская партия представила законопроект об изменении регламента работы парламента, согласно которому заседание не считается завершённым, если оно прервано по тем или иным причинам, например, из-за митингов на улице. Таким образом, оппозиция получила бы возможность оттягивать момент избрания премьер-министра или роспуска парламента на неопределённое время, провоцируя политический кризис. В конечном итоге депутаты поддержали эту инициативу, причём за проголосовали не только сами авторы законопроекта — республиканцы, а также «Блок Царукяна», но и бывшие партнёры Пашиняна по правящей коалиции — партия «Дашнакцутюн».
Тогда население прислушалось к призыву премьер-министра и вышло на массовые акции протестов. Сам же Пашинян незамедлительно уволил двух министров и двух губернаторов, представлявших партию «Дашнакцутюн», а также четырёх министров и двух губернаторов от «Процветающей Армении».
После отставки премьер-министра у Национального собрания, согласно законодательству, было 14 дней для избрания нового руководителя правительства. Никто из местных политиков не был заинтересован во второй за год кардинальной перестановке в стране, поэтому все фракции объявили об отсутствии планов по выдвижению собственных кандидатов. Таким образом, отставка Пашиняна носила формальный характер. Однако парламент дважды провалил голосование и, как велит в таком случае Конституция, был распущен.
8 месяцев, изменившие всё
В результате конституционной реформы в 2018 году Армения преобразовалась из президентской в парламентскую республику, иными словами власть в своих руках сконцентрировал премьер-министр. 17 апреля Национальное собрание избрало на эту должность Сержа Саргсяна, возглавлявшего Армению в течение 10 лет. Эта новость вызвала негодование населения, и оно вышло на массовые акции протеста под руководством Никола Пашиняна. Всего через шесть дней Саргсян подал в отставку.
Как ранее в интервью изданию «Украина.ру»объяснил доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян, партия Пашиняна «Елк» могла бы заручиться поддержкой большинства избирателей на парламентских выборах, если бы он смог сохранить свою популярность на протяжении двух месяцев, однако, осознавая маловероятность такого исхода, политик решил использовать волну, которая тогда поднялась в обществе, чтобы узурпировать пост премьер-министра. Однако лидер протестного движения не сразу смог занять желаемое кресло.
1 мая в парламенте не набралось минимально необходимых 53 голосов, чтобы утвердить кандидатуру Пашиняна. Однако спустя неделю правящая Республиканская партии Армении, которая голосовала против, объявила, что не будет предлагать своего кандидата, а поддержит того, кого выдвинут более чем треть депутатов. Таким образом, именно благодаря голосам республиканцев он одержал победу.
Тогда избранный глава кабинета министров заверил, что Армения останется членом ЕАЭС, союзнические отношения с Россией будут основываться на дружбе, равноправии и взаимной готовности решать проблемы. Кроме того, он пообещал укреплять отношения с США, Европейским союзом, Китаем, Индией, Ираном, Грузией. В центре внимания внутриполитического курса, по словам Пашиняна, будут находиться развитие сельского хозяйства, высоких технологий, становление военно-промышленного комплекса, увеличение туристического потока.
«Произошёл запланированный феномен — он продолжается с апреля этого года и получил сейчас конституционное завершение. Надо учитывать, что в Армении произошёл скачок настроений общества, которое долгое время связывало своё будущее с поддержкой России, с ЕАЭС и обеспечением безопасности со стороны ОДКБ для выживания своей республики. Но постоянная экономическая стагнация и общее недовольство привели к этой революции, которая в принципе носит элементы геополитического поворота евроатлантической ориентации. Но при этом новое руководство Армении попыталось сохранить базовые основы отношений с Россией. В итоге получил поддержку населения очень своеобразный политический курс, характеризующийся крупными изменениями внутри страны, открытой борьбой с коррупцией, поворотом к Западу и сохранением основных базовых отношений с Москвой, что и выяснилось на выборах в воскресенье», — заявил политолог Андрей Суздальцев в эфире радио Sputnik.