Заявления Порошенко заставляют полагать, что в его команде обозначился определенный «кризис жанра». Уж очень загадочными оказались заявления.
Независимость и томос
1 декабря президент обратился к народу в связи с годовщиной референдума о независимости.
Порошенко отметил: «Юридически выйти из состава империи было несложно. Куда труднее оказалось избавиться от колониального прошлого де-факто». Президент перечислил несколько шагов в этом направлении и специально обозначил: «Томос об автокефалии — это ещё один Акт провозглашения независимости Украины».
С этими тремя посылами следовало бы разобраться более глубоко.
Во-первых, не хочу подвергать сомнению значимость решений, принятых 24 августа и 1 декабря 1991 года, однако отмечу — Украина не выходила из состава империи. СССР распался сам в силу ряда объективных и субъективных причин.
Акт о независимости 24 августа был самостоятельным решением, но объективно речь шла не о выходе из СССР, а об отделении от Российской Федерации, социально-экономический радикализм руководства которой напугал партийно-советскую номенклатуру и «красных директоров», составлявших большинство в Верховной Раде I созыва. Фактически тогда украинская власть проголосовала против того самого курса, который проводит нынешнее украинское руководство.
Референдум же о независимости 1 декабря фактически представлял собой фиксацию объективно сложившегося положения — СССР больше нет, Россия центром создания нового Союза быть не собирается. В других постсоветских государствах референдумы не проводились, но от этого они не стали менее независимыми. Голосование против независимости в этих условиях знаменовало бы независимость от здравого смысла…
Во-вторых, президент признал, что сейчас Украина не проводит какую-то политику, обращённую в будущее, а «подбирает хвосты» прошлого.
В-третьих, и это, пожалуй, самое важное — насколько низко пала украинская независимость. В 1991 году народ Украины на референдуме утвердил решение, принятое украинским парламентом. В 2018 году речь идет о даровании независимости иностранным религиозным чиновником (патриархом Варфоломеем), вообще не имеющим отношения к Украине.
Естественно, Порошенко пообещал, что «автокефальная православная церковь Украины не будет государственной».
Суждение выглядит странным, прежде всего потому, что, по его же словам, «это не столько церковный вопрос, сколько вопрос нашей государственности, нашей независимости, нашей национальной безопасности». Если это действительно так, то возникает вопрос — является ли вопрос государственной безопасности прерогативой государства? Если да, то говорить о негосударственном статусе церкви нельзя — это покушение на независимость и национальную безопасность…
Опять же, Порошенко обещает, что Московский патриархат не будет «клеймить, кто у нас канонический, а кто — безблагодатный». Ну, если он не будет, то это будет делом государства. Очевидно, появится государственный орган, который будет заведовать вопросами божественной благодати.
Впрочем, УАПЦ, скорее всего, государственной церковью действительно не будет. Просто потому, что она православная. Если следовать путём «окончательного прощай», то надо переходить куда угодно — хоть в иудаизм, хоть в кришнаизм, лишь бы не оставаться в православии. Тут даже греко-католическое вероисповедание выглядит полумерой…
Керченский инцидент и военное положение
2 декабря в интервью France 24 Порошенко заявил, что события в Керченском проливе — «это не инцидент, это акт агрессии». Тем не менее он готов к решению конфликта политико-дипломатическими мерами, в частности — Украина готова к встрече в «нормандском формате» на уровне политических советников для деэскалации ситуации.
При этом он выдвинул свои требования к России: «РФ должна отвести свои войска, которые находятся на российско-украинской границе, убрать из Азовского моря большое количество военных кораблей». Именно поэтому, по словам Петра Порошенко, в украинских приграничных с Россией областях было введено военное положение. «И мы будем рады остановить закон о военном положении, когда произойдет деэскалация ситуации».
Очень странная ситуация.
Президент выдвигает ряд требований в адрес Российской Федерации. Требования немного абсурдные. Например — почему это Россия должна отводить войска, которые находятся на её суверенной территории?
Но дело даже не в этом — в ответ Порошенко предлагает… отменить военное положение на территории Украины! Простите, а России-то какое дело до положения, которое существует на территории Украины? Это ведь права граждан Украины ограничиваются, а их гарантом выступает именно Порошенко, а не Путин… Вы уверены, что независимость выглядит именно так?
Ах, да. «Нормандский формат» посвящен вопросу Донбасса. Темы Крыма, Сирии, Черного моря и Южного ледовитого океана в этом формате не обсуждаются…
Впрочем, не много ли мы хотим от человека, который выступает на форуме в честь 70-летия принятия Всеобщей декларации прав человека в условиях военного положения? И заявляет, что ВП будет использовано исключительно для укрепления обороны (это в условиях, когда «российская агрессии продолжается больше, чем четыре года»), а перевозка украинских кораблей в Мариуполь по суше, это «торговля украинской землёй» (хотя первые два катера на азовскую базу были отправлены именно по суше по его же собственному приказу).
Впрочем, у сказанного есть вполне определенная практическая плоскость — если Россия не пойдет на уступки (а она не пойдет), то военное положение будет продолжено. Выборы, правда, состоятся — Порошенко выступил с предложением разрешить выборы (пока — в территориальных общинах) под контролем военных властей. Помните, что там рассказывалось о крымском референдуме и выборах в ЛДНР? Под стволами автоматов? Это, безусловно, недопустимо…
Резюме
Украина независима уже 27 лет. Теперь дополнительный акт о независимости даруется зарубежным религиозным чиновником, незаивисимые свободные выборы президент Украины предлагает провести при действующем военном положении. а снять военное положение на Украине может только президент России.
Если к этому выводу перейти без предварительных описаний, то это явно будет напоминать фантазии не очень здорового политического ума. А так, ничего. На Украине это теперь возможно. Похоже, нам ещё много предстоит узнать необычного об украинской независимости…