«Заявления о многочасовых, а то и многодневных задержках судов — это откровенная ложь. По данным наших пограничников, из 1,5 тысячи инспекций, проведенных в апреле-октябре этого года, более 90% осуществлялось в местах якорных стоянок на входе в Керченский пролив со стороны Черного или Азовского моря в момент формирования караванов для проводки судов по Керчь-Еникальскому каналу… Формирование караванов — обязательная лоцманская процедура, которая применялась ранее и Украиной, и никаких вопросов не вызывала. Осмотр, как правило, не превышает трех часов. Самая продолжительная проверка заняла пять часов. И это был единичный случай», — сказал Карасин.
По его словам, более длительные задержки могут быть связаны лишь с погодными условиями и требованиями безопасности судоходства.
«Ни о каких преднамеренных задержках речь не идет. Это все придумано в Киеве, Вашингтоне и Брюсселе. Недавно мы эту тему, кстати, обсуждали в Брюсселе с Хельгой Шмидт (заместителем Федерики Могерини) и дали соответствующие разъяснения. Странно, что она по-прежнему педалируется оттуда», — отметил Карасин.
Он также добавил, что азовская тема вброшена в информационное пространство намеренно.
«Нынешний киевский режим в координации со своими зарубежными наставниками и покровителями нашел очередную созданную на пустом месте антироссийскую тему. <…> На самом деле ситуация в этом регионе нашим так называемым западным партнерам особо не интересна. Для них важен лишь новый повод для нападок на Россию и предлог для ужесточения антироссийских санкций», — сказал замглавы министерства.
Напомним, на днях глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что ситуация в Азовском море наносит ущерб не только экономике Украины, но и судам, которые ходят по этому морю под флагами европейских стран. Она пригрозила, что в ближайшие недели или даже дни Евросоюз предпримет конкретные меры в отношении России за чрезмерную, по мнению Запада, инспекцию судов.
При этом конфликтную ситуацию в Азовском море инициировала украинская сторона, захватив еще в марте 2018 года российский сейнер «Норд» с 10 членами экипажа. Капитану судна Владимиру Горбенко вменили нарушение порядка въезда в Крым с «целью нанесения вреда интересам Украины», а также незаконное занятие рыбным промыслом. Остальных членов экипажа обвинили в незаконном пересечении границы. Кроме того, летом 2018 года в херсонском порту незаконно задержали российский танкер «Механик Погодин».
Москва сочла действия Киева морским терроризмом, российские власти ответили усилением пограничных досмотров в своей части Азовского моря. Пограничники проводят проверки в соответствии с международным морским правом и не получали претензий от судовладельцев.