А еще ранее, в пятницу, 7 сентября, в интернете появилась информация, что возглавляющий непризнанную и неканоничную «Украинскую православную церковь Киевского патриархата» «патриарх Филарет» провел встречу с и. о. директора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Александром Рудником. Филарет потребовал передать УПЦ КП 19-й корпус Киево-Печерской лавры.
Стоит объяснить ситуацию во взаимоотношениях УПЦ и структуры под названием «Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник». Дело в том, что заповеднику принадлежит часть лавры, а именно Верхняя Лавра. И богослужения проводятся там по согласованию с руководством заповедника.
Руководство может разрешить, а может и не разрешать.
Возглавляет Национальный заповедник исполняющий обязанности директора Александр Рудник, назначенный на эту должность в сентябре 2017 года с нарушениями процедуры. Как сообщают украинские СМИ, до своего назначения Рудник никакого отношения к культуре не имел, а назначили его исключительно для решения вопросов с незаконной застройкой на территории Лавры, с чем боролся бывший директор заповедника Любомир Михайлин.
К тому же Рудник — полностью подконтролен министру культуры, «голосу Майдана» Евгению Нищуку.
Филарет уже давно обрабатывал руководителей заповедника. Например, 5 сентября Филарет встречался с и.о. директора Рудником и начальником научного отдела Александром Романченко. Как сообщает сайт раскольников,
«патриарх не оставил без внимания большой вклад сотрудников в дело сохранения значительных сакральных памятников украинского народа. За заслуги в возрождении духовности в Украине и утверждение Поместной Украинской Православной Церкви «Владыка» наградил Александра Рудника орденом святого равнопапостольного князя Владимира Великого 3-й степени, а Александра Романченка — орденом святого Николая Чудотворца».
В июле Филарет заявлял, что если Украина получит автокефалию, Киево-Печерская и Почаевская лавры перейдут в собственность Поместной церкви — которую и возглавит Филарет. Но как это будет происходить, Филарет не уточнил. А ведь можно предположить, что среди священников и прихожан найдутся принципиальные христиане, не согласные с передачей святынь раскольникам, пусть и пользующихся поддержкой Константинопольского патриархата.
Противостояние с ними выльется в новые конфликты и раздоры.
Поскольку вопрос принадлежности лавр для украинского православия принципиальный, понятно, что Филарет прикладывает все усилия для обретения контроля над святынями. Понятно, что часть прихожан, привыкших ходить в лавру, продолжит ходить и в случае передачи ее некоей «Поместной церкви». Сейчас раскольникам не принадлежит ни одна из лавр, в случае же, если они получат их в пользование, это в определенной степени легитимирует их в глазах прихожан.
Поэтому Филарет и обхаживает руководство Национального заповедника, в ведении которого находятся помещения Киево-Печерской лавры.
После того, как в украинских СМИ появилась информация, что Филарет требует передать в ведение 19-й корпус Лавры, появилась подробность еще интереснее: как оказалось, Филарет требовал не для себя, а для новоназначенных экзархов Константинопольского патриархата, направленных в Киев для организации автокефалии.
Здесь и становится понятна схема постепенного захвата лавры.
Теперь Филарет как бы старается не для себя, ведь он является представителем неканонической структуры не только для УПЦ, но и для Константинопольского патриархата. Так он просто помогает молодым посланникам Фанара обжиться в Киеве. Кстати, они оба — уроженцы Украины: архиепископ Даниил (Зелинский) родом из Бучача, а епископ Иларион (Рудник) — из Тернополя.
Те же, в случае размещения в Лавре (что сразу поднимет их статус), смогут хорошо отозваться о Филарете на Фанаре (исторический район в Константинополе, где расположена резиденция константинопольского патриарха). А для Филарета жизненно необходима поддержка патриарха Варфоломея, ведь только он может снять с него наложенную РПЦ анафему.
Насколько известно на сегодняшний день, в дальнейшем Фанар будет оспаривать законность связи канонической УПЦ с Русской православной церковью, ссылаясь на незаконность передачи Киевской митрополии Москве в 14 веке. Даже в случае получения контроля только над частью УПЦ Фанар сможет говорить о том, что эта часть и является канонической Поместной церковью, особенно если ей будут принадлежать основные лавры. И неважно, что в основном она будет состоять из анафематствованных раскольников и экстремистов: украинские СМИ постараются создать благостную картинку преодоления раскола и заглушить информацию об эксцессах, которые будут происходить при захвате лавр в Киеве и Почаеве, и других храмов.
Наиболее же принципиальную часть УПЦ, которые не пойдут на сговор с Фанаром и раскольниками, ждет давление государства под лозунгом «все на борьбу с церковью страны-агрессора!»
Константинопольские посланники не принесут на Украину уврачевания раскола. Не принесут мира и церковной гармонии. Опирающиеся изначально на помощь раскольников и почти рейдерские схемы завладения имуществом, они станут источником новых конфликтов и расколов, и в итоге — наибольшим разочарованием для православного мира.