Заявление генерального прокурора Юрия Луценко действительно было довольно неожиданным: «Я считаю, что мой политический опыт и возможность сказать "нет" (а если надо, то и гораздо грубее) (…) нужен здесь до окончания президентских выборов. А после этого при любом результате я имею намерение подготовиться и перейти в украинскую политику. Хочу подчеркнуть — при любом исходе выборов».
Нет, конечно, никто не рассчитывал, что Луценко будет занимать пост генпрокурора вечно. Более того, многие эксперты полагали, что он будет нужен на этом посту именно до завершения президентских выборов. И, тем не менее, заявление Луценко звучит как грозное знамение для нынешнего президента.
Луценко как термометр
Глупо было бы отрицать, что Юрий Витальевич Луценко — один из наиболее ярких игроков политической арены Украины последних двух десятилетий.
Среди его безусловных достоинств — талант оратора-демагога, а также тамады и собутыльника. Над последними качествами принято смеяться, а зря: неформальное сплочение коллектива — великая вещь. Тем более, что политические лидеры не всегда имеют время, возможности и талант этим заниматься. Пить же с Юрием Витальевичем, как утверждают очевидцы, одно удовольствие. И этому есть несколько подтверждений в Ю-Тубе.
Среди недостатков Луценко — отсутствие сколько-нибудь выраженных организационных способностей. Его стихия — массовые акции, агитация в толпе. Организационная работа для него скучна. Пожалуй, именно поэтому реформа МВД в его бытность министром не пошла (пошла она тогда, когда был уже подготовленный при «антинародном режиме» проект реформы, который осуществили грузинские девочки-реформаторы, которые, как предполагалось, имели опыт ее проведения в другой стране).
Особенных политических взглядов за Луценко не замечено. В бытность социалистом он боролся против бандеровцев, сейчас он сам бандеровец… Пока он был в уличной оппозиции — выглядел типичным анархистом махновского разлива. Потом же занимал посты министра и генпрокурора, причем на этих постах не отличался какой-то уж совсем феноменальной оторванностью от почвы, подобно Омеляну. Обещал не иметь никаких дел с Януковичем, но ухитрился пробыть некоторое время в его кабинете. Ничего личного — просто политический реализм.
Наиболее заметная черта Луценко-политика — ведОмость. Сначала он был соратником Александра Мороза, потом — Виктора Ющенко, теперь — Петра Порошенко. Фигура, безусловно, яркая, но — второй величины, только оттеняющая достоинства лидера и решающая служебные задачи.
Кажется, единственным самостоятельным политическим проектом Луценко была «Народная самооборона». Ее создание закончилась провалом именно из-за отсутствия у Луценко талантов организатора. В конце концов, он добился слияния НС с ющенковской «Нашей Украиной» и этим буквально зацепился за последний вагон уходящего поезда народной поддержки «коалиции Майдана». Потом приходилось слышать жалобы людей, поверивших Луценко — они ушли к нему из «Нашей Украины», а в результате вернулись назад, но их посты в партийной иерархии (нередко — довольно высокие) были уже заняты.
Собственно, «ведОмость» Луценко делает из него хороший термометр — его заявления об уходе из политического проекта являются таким же показателем нездоровья этого проекта, как повышенная температура является показателем нездоровья человека.
Почему он уходит?
Самое очевидное суждение — он бежит с терпящего бедствие «Титаника» под командой Петра Порошенко. Но Луценко — вовсе не та фигура, которую можно счесть простой крысой (от спрыгивания с лодки такого пассажира она сама по себе может перевернуться). Да и сам он специально указал, что уходить собирается независимо от исхода выборов, который, заметим, далеко не предопределен.
Первая и самая очевидная причина ухода — после выборов Луценко перестанет быть нужным Порошенко на своем посту.
В случае, если нынешний президент, допустим, не будет избран на второй срок — все очевидно (Луценко, кстати, о такой возможности специально не говорит).
А вот в случае второго срока… Тут надо понимать, что следующий срок Порошенко будет проходить в совершенно новых условиях. Административные полномочия, тщательно прописанные для президента в переходных положениях той же судебной реформы, будут от него постепенно уплывать. Пост президента будет становиться все более политическим. И тут ему нужна будет именно политическая поддержка в парламенте. Может быть даже от Луценко.
Вторая причина — Луценко понимает (или ему кто-то подсказал), что за последствия первого срока гаранта кто-то должен отвечать. И одной тушкой премьера Гройсмана дело не обойдется (тем более, что Гройсман, скорее всего, вывернется).
Сейчас Луценко — генпрокурор, осуществляет то, что нужно президенту — зачищает политическое и информационное пространство, стравливает антикоррупционеров… В общем, следов деятельности генпрокуратуры там, где их быть не должно — видимо-невидимо. Кто виноват? Президент? Он неприкосновенен (пока занимает пост — по закону, после — по традиции, хотя казус Януковича должен Петра Алексеевича очень беспокоить). Кто будет отвечать? Стрелочник… А стрелочник в этой истории — именно генпрокурор!
Самое интересное, что Луценко оказывается в роли стрелочника в любом случае — и если, допустим, Порошенко победит. Тогда у президента будет еще больше оснований принести ритуальную жертву демократии, правам человека и борьбе с коррупцией. Просто потому, что этого будут требовать западные союзники. В конце концов — предлагал ведь Ли Куан Ю сажать друзей? Чем Луценко не друг? Раз друг, то пусть сидит…
Третья причина, очевидно, связана с тем, что отношения Луценко и Порошенко зашли в тупик. Последний не смог или не захотел выполнить свои обязательства.
Пост генпрокурора для Луценко оказался тупиковым. Он, правда, сам по себе тупиковый — выше генпрокурора в этой системе не прыгнешь. Из прокурорского кресла можно попасть только на заслуженный отдых (а Луценко еще полон сил) или в прокуратуру же, но в другом качестве (а Луценко туда не хочет).
Ходили слухи о том, что у Луценко были какие-то широкие планы по реформированию прокуратуры, но ему, якобы, реформировать ничего не дали — формат реформ определялся западными союзниками. Опыт подсказывает, что никакого особого реформирования у Луценко и не вышло бы, но это одно, а намерения — совсем другое.
После 2014 года фамилия Луценко минимум дважды всплывала в качестве кандидата на пост премьер-министра — после отставки Яценюка и во время одного из кризисов новой коалиции в Раде. Однако, Юрий Витальевич этого поста не получил и теперь уже, видимо, не получит. И то, что жена обзавелась статусом «жинки тысячелетия» и представителя президента в Раде, это обстоятельство компенсирует лишь в малой степени.
Куда плывет усталая подлодка?
На этом анализ можно было бы и закончить, но в тех же комментариях Луценко, о которых идет речь вначале, прозвучала фамилия Кличко и информация о идущих между Луценко и Кличко переговорах. А это уже очень интересно.
Как уже сказано, Луценко — политик ведОмый. Ему обязательно нужен некто, кто будет определять его цели и идеологию. И упоминание им сколько-нибудь влиятельного политика вряд ли может быть случайным. Скорее всего, Луценко подыскивает себе нового старшего партнера, а чутье у него на это очень даже неплохое.
Да, Кличко сейчас находится в не лучшей форме — он погряз в коммунальных проблемах, которые никак не хотят решаться сами. А с помощью мэра — тем более.
Из составляемых социологами рейтингов пропал и он сам, как кандидат в президенты, и возглавляемая им партия.
И, тем не менее, политические перспективы у него есть.
Если говорить о работе Кличко на посту мэра Киева, то она позволила ему несколько выпасть из актуальной общенациональной повестки дня — он оказался не замазан в разных сомнительных инициативах центральной постмайданной власти. Он не связан ни с войной, ни с социально-экономическими реформами.
Внешне не слишком удачную работу мэром Киева тоже несложно подать в позитивном свете. Например, постоянно поминаемое отсутствие горячей воды — неудобство, но вовсе не такой уж негатив. В более широком контексте это может быть подано как борьба с олигархами и злоупотреблениями окружения Порошенко. Ведь Кличко вырвал у ахметовского холдинга (положение которого во многом определяется партнерскими отношениями самого богатого человека Украины Рината Ахметова с президентом Порошенко) вопрос обеспечения Киева теплом, а вся проблема в том, что мэр не хотел взваливать на киевлян огромные долги перед «Нафтегазом», накопленные «Киевэнерго» (Киевсовет все равно принял такое решение 12 сентября, но мэр боролся). А если еще вспомнить, что он дороги чинит…
При этом, Кличко вовсе не забывает о возможностях собственной политической карьеры. Еще бы — ведь совсем недавно, в 2013 году, он был лидером президентской избирательной кампании… Отношения же с Блоком Порошенко у него испорчены давно и прочно — еще на местных выборах 2015 года стоял вопрос о самостоятельном плавании УДАРа. Явного раскола БПП удалось избежать, но УДАР сохранил высокую степень автономии, в частности — он сам выдвигал кандидатов, на которых руководство регионального БПП права вето не имело. Кстати, во многих регионах квота УДАРа была непропорциональна реальному потенциалу местных организаций партии.
В общем, политический проект Кличко еще может ожить на парламентских выборах, а сам Кличко — побороться за пост президента. Пусть не в 2019, так в 2023 году.
Петру Порошенко, конечно, хотелось бы сохранить Кличко в своей орбите и слова Луценко можно расценить как свидетельство того, что он станет тем орудием, которое позволит удержать УДАР если не в БПП, то в более широкой коалиции. Однако, упомянутые выше причины недовольства Луценко отношениями с Порошенко, делают вероятность именно такого сценария крайне низкой.
Остается сделать вывод, что Луценко ищет нового ведущего непосредственно для себя и, если переговоры окончатся успешно, традиционно не прогадает.