Во вторник, 4 сентября спикер Верховной рады Андрей Парубий анонсировал изменения в составе ЦИК: «Я считаю невозможным такой сценарий, чтобы ЦИК не был переизбран. Я знаю, возможно, есть определенные политические силы, которые бы хотели, чтобы остался старый ЦИК. Как председатель парламента, я не допущу, чтобы выборы на Украине проходили со старым составом ЦИК. (…) Этот вопрос должен быть решен как можно быстрее — если не в ближайшую неделю, то в ближайшие недели он должен быть решен, и Центральная избирательная комиссия должна быть обновлена».
4 года без ЦИК
Вопрос полномочности нынешнего состава ЦИК имеет длинную историю. Собственно, возникла она со всей остротой перед президентскими выборами 2014 года, когда «внезапно» оказалось, что у 12 из 15 членов ЦИК 1 июня 2014 года истекает срок полномочий. Судьба демократии (точнее — легитимности нового режима) оказалась под угрозой.
Большая часть членов ЦИК была назначена еще в 2007 году и проводила, соответственно, парламентские выборы 2007 и 2012 годов, президентские — 2010 года и местные 2010.
Внешне завершение полномочий ЦИК назначенным на 25 мая 2014 года президентским выборам не мешало, но это не совсем так. ЦИК оказывался недееспособным через пять дней после выборов, в то время как на установление итогов отводится десять суток, не говоря уже о вероятности второго тура (его не было, но тогда-то этого еще никто не знал).
В общем, 8 апреля Рада приняла изменения в закон о ЦИК, в соответствии с которым полномочия членов комиссии прекращаются по истечении 7 лет полномочий, но не автоматически, а решением Рады. Т.е., если такого решения нет, то член ЦК может занимать должность пожизненно. А решение может появиться в любой момент, выгодный власти — что тоже очень удобно.
Кстати, с юридической точки зрения не совсем понятно, насколько законно это решение. Конституция не дает Раде права продлять полномочия членов комиссии, в то время как перечень прав ВР исключительный.
Впрочем, никакого значения это не имело — результаты президентских и парламентских выборов 2014 года были признаны, не смотря на всю сомнительность их назначения с точки зрения конституционного права.
Не озаботились украинские власти заменой состава ЦИК перед местными выборами 2015 года — их тоже провел «продленный» состав.
Летом 2016 года президент Порошенко подал в парламент представление о назначении членов ЦИК, однако стороны не смогли согласовать квоты в новом составе комиссии.
Между тем, тянуть процесс становилось все сложнее.
В 2017 году истекли полномочия еще одного члена комиссии.
Глава ЦИК Михаил Охендовский попал под расследование «черной бухгалтерии» Партии регионов — антикоррупционные органы инкриминируют ему получение свыше $ 160 тыс. из партийных фондов. Правда, детективы НАБУ не смогли установить, за что, собственно, ему платили. А, между тем, бывший первый зампред СБУ Виктор Трепак полагает, что речь идет о фальсификации выборов 2010 года.
Переназначения состава ЦИК требовали западные партнеры.
Схватка за ЦИК
23 января 2018 года президент подал список из 14-ти кандидатов в состав ЦИК (таким образом, депутатам была предоставлена возможность выбора — одного из кандидатов можно было исключить). Большинство из них составляли представители Блока Порошенко и «Народного фронта». Своих кандидатов получили Радикальная партия Ляшко и «Самопомощь», и даже группы «Возрождение» и «Воля народа» (по слухам, их представители были согласованы с Администрацией президента).
В то же время, интересы «Батькивщины» и «Оппозиционного блока» учтены не были, что вызвало предсказуемый протест. На нарушение принципа политической пропорциональности обратила внимание ПАСЕ, приняв в этой связи 26 января отдельную резолюцию.
Упорство президента в проталкивании такого состава ЦИК можно понять — в случае избрания членов ЦИК в 2018 году, их полномочия закончатся только в 2025 году, что охватывает президентские и парламентские выборы не только 2019, но и 2024 года. Значимый приз для власти.
Толкотня между властью и разнообразной оппозицией продолжалась до самого конца сессии. Назначению нового состава ЦИК не помогло даже присутствие в сессионном зале президента — голосов на это не хватило.
Самое интересное, что в оппозиции президенту оказался даже «Народный фронт», который использовал тему формирования комиссии для давления на президента в других вопросах. Прежде всего, фронтовиков интересовало распределение мест в «большом кадровом пакете» (помимо членов ЦИК в него входили глава НБУ, двое судей Конституционного суда, некоторые министры и т.п.) и в будущем объединенном списке партий на выборах (самостоятельно НФ идти не может — избирателей нет). Президентская сторона запугивала НФ досрочными выборами, а НФ не дал голосов за президентский состав ЦИК. Партнерство между членами коалиции выглядит примерно так.
Надо отметить, что это чуть ли не первый случай, когда парламент довольно дружно выступил против инициативы президента и добился победы. До этого законопроекты, усиливавшие президента, находили поддержку в сессионном зале. Даже при том, что т.н. «коалиция» в составе БПП и НФ ни разу не смогла собрать 226 голосов (спикер убеждает, что у него есть подписи, но благоразумно никому их не показывает).
Перезагрузка неизбежна
Собственно, сами по себе события первого полугодия наглядно показали, что остановить процесс нельзя — ЦИК надо переизбирать. Причем вариант пропрезидентского ЦИКа не проходит — необходимо будет учесть предложения оппозиционных партий.
Формирование же ЦИК в соответствии с принципами партийного представительства в парламенте существенно затрудняет (а то и вовсе делает невозможными) масштабные фальсификации, на которые могла надеяться президентская сторона.
Поражение президента в борьбе за ЦИК подталкивает его к неэлекторальным методам сохранения власти, а воспользоваться ими можно только ценой уступок «Народному фронту». Потому что реализовать какие-то силовые мероприятия без «орлов Авакова» (полиции, нацгвардии и формирований националистов) довольно сложно.