Украинские силовики провернули очередную провокацию: 23 августа вызвали в офис СБУ представителя компании «В.Ф. Танкер» — якобы для обсуждения юридических вопросов, но на самом деле вручили ему повестку на допрос 28 и 29 августа.
Сотрудники спецслужбы принимают участие в истории с российским судном «Механик Погодин», хотя накануне заверили, что не имеет никакого отношения к его блокированию в порту Херсона.
Представителям компании сообщили, что они являются свидетелями в уголовном производстве. А дело, о котором идет речь, генеральная прокуратура Украины возбудила еще четыре года назад по трем статьям: «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее», «Злоупотребление властью или служебным положением» и «Государственная измена».
«Как понял из всего происходящего представитель судовладельца, он должен срочно покинуть территорию Украины. Таким образом, спецслужбы Украины по-прежнему уклоняются от обсуждения правовых основ задержания судна. Они пытаются создать неприемлемые условия для переговоров, объясняя свои действия не формальными причинами, а примитивным шантажом, якобы связанным с задержанием украинского судна Россией», — говорится в заявлении пресс-службы «В.Ф. Танкер».
Нашли повод арестовать
Украинские силовики 10 августа заблокировали российский танкер «Механик Погодин» в порту Херсона. Судно везло нефть из Туркменистана в интересах канадской компании.
Сообщалось, что судно находится во владении российской компании "ВЭБ-лизинг", которая входит в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны Украины. В свою очередь в "В.Ф. Танкер" заявили, что "ВЭБ-лизинг" только финансировал строительство, но с момента спуска на воду "Механик Погодин" находится на балансе судовладельца — компании "В.Ф. Танкер", не входящей в санкционные списки.
Заместитель постоянного представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов сообщил, что Киев заблокировал «Механика Погодина» в порту Херсона на три года. На борту судна находится экипаж из 12 человек.
Проблемы Мариуполя и Бердянска — виновата… Россия!
Уже в понедельник, 27 августа, заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль заявила, что страна не будет разрывать соглашение с Россией о сотрудничестве в Азовском море. Более того, об этом не может быть и речи, поскольку «это даст возможность РФ заявить о территориальном споре», написала Зеркаль в Twitter.
Для Украины, пояснила замминистра, это вопрос безопасности, поэтому «используются имеющиеся инструменты, чтобы урегулировать его».
Но «азовская» тема продолжает будоражить украинских экспертов и чиновников. Так, бывший командующий Военно-морскими силами Украины вице-адмирал Сергей Гайдук заявил 26 августа в телеэфире, что «Россия хочет отстранить Украину от моря, чтобы превратить ее из морского государства в континентальное».
«Проект "Новороссия" находится в России на повестке дня, а действия, которые проводятся на приморском фланге в Черном и Азовском морях, являются шагами России, касающимися реализации этого проекта", — сказал Гайдук.
По его мнению, Россия реализует стратегию хаоса в Азовском море и просчитывает шаг за шагом.
"Экономическое давление на Мариупольский и Бердянский морские порты имеет не сугубо экономическое влияние. Мы должны понимать, что в этих портах работает до 5 тысяч портовиков, которые в случае потери работы могут проводить акции социального характера, то есть могут быть социальные колебания среди населения, и здесь просчет идет в том направлении", — добавил он.
«Стратегия удава» и реальные экономические потери страны
Схожую точку зрения в комментарии украинскому изданию «Апостроф» высказал политический и военный эксперт, президент фонда Jamestown Foundation Глен Ховард. Он назвал действия России «стратегией удава».
«Я считаю, что ситуация — очень серьезна. Украина уже потеряла Крым и сейчас рискует полностью потерять контроль над Азовским морем — я имею в виду не военные, а коммерческие потери. Если Украина останется без торговли сталью из Мариуполя, это станет „землетрясением" для экономической системы Донбасса. Это очень серьезно», — считает Ховард.
Подобную тактику, считает он, использовали Великобритания и Франции во время Крымской войны.
«Почему ничего не делают люди в Совете национальной безопасности и обороны (Украины — Прим. Ред.), мне непонятно», — сокрушается Ховард.
Однако по информации украинского политика, лидера движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, Украина и Россия ведут переговоры о ситуации в Азовском море.
Он рассказал, что Украина потеряла чуть ли не половину грузооборота украинских портов на Азовском море — из-за проверок российскими пограничниками следующих в порты Бердянска и Мариуполя судов. Усиленные проверки начались после захвата Украиной российского рыболовецкого траулера «Норд». При этом пограничники РФ действуют по закону, не выходя за рамки международных договоров.
«Если говорить о причинах, то стоит вспомнить, что Азовское море — это внутреннее море двух государств. Это РФ и Украина. И по принципам и содержанию этих договоренностей проверка судов имеет место и может иметь место. И если вы помните, еще несколько недель назад в погранслужбе говорили: ну а что, РФ имеет право проверять. Она проверяет. Вопрос ведь не в этом. Вопрос в том, что надо вспомнить о задержании судна под названием «Норд», о моряках, которые не под стражей, но не могут выехать на территорию РФ.
Или вспомнить такой казус, который не поддается трезвой оценке: эти моряки могут покинуть Украину, но они могут это сделать по украинским паспортам, которые им дали в Украине. А в РФ говорят: да нет, они же граждане РФ, они должны въехать в РФ по российским паспортам. Очень серьезный спор, я хочу вам сказать. Идет дискуссия. Идет переговорный процесс, а пока он идет, я хочу назвать несколько цифр. Такие порты Украины, как Бердянск и Мариуполь, с 2014 по 2018 год потеряли грузооборот — с 12 до 7 млн тонн, вот об этом надо думать Украине", — заявил политик.
Борьба со здравым смыслом
Но экономические потери Украины тревожат первых лиц страны гораздо меньше, чем возможная потеря власти. Президент Порошенко намеревается выиграть мартовские выборы президента 2019 года в образе борца с Россией. Нагнетание обстановки в Азовском море — часть этого плана.
Тем более Киев уже ввязался в морской конфликт с Россией, возможности дать обратный ход нет — украинские радикалы обвинят Порошенко в очередном предательстве. А этого допустить никак нельзя.
Еще лучше было бы для украинских властей, если Москва отреагировала бы на провокации и освободила бы, например, танкер «Механик Погодин» силой. Сразу появился бы повод жаловаться на Россию в международные организации и убеждать народ в кознях «агрессора».
Но уже очевидно, что Россия не обострение не пойдет. Впрочем, и украинские власти вместо здравого смысла выбрали погружение в избирательную кампанию. А ради такой высокой для Порошенко цели какие-то экономические потери или обнищание тысяч украинцев — сущая ерунда. Для нынешнего украинского президента, конечно.