Крестовый поход на православие: как униаты захватывают восток Украины

«Украинская Греко-Католическая Церковь сейчас мощно развивается. Такого стремительного развития нашей Церкви, который мы имеем за последние 5 лет, мы не видели, пожалуй, с момента выхода УГКЦ из подполья в начале 1990-х годов. Теперь, пожалуй, нет ни одного крупного города в Украине, где не строилась бы УГКЦ»
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Об этом заявил во время визита в США верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук.

Действительно, с 2014 года — сразу после победы Евромайдана — активно приложившие руку к его организации униаты начали мощнейшую экспансию на восток, в традиционно православные регионы Украины. Так, 2 апреля 2014 года пресс-служба УГКЦ сообщила, что Святой Престол «поставил в известность, что Папа Франциск, приняв во внимание решение Синода УГКЦ о разделении Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ, дал свое согласие на каноническое избрание Синодом епископа для такового».

Стоит пояснить, что решение о создании Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ было принято в Ватикане еще 11 января 2002 года, при Папе Иоанне-Павле II, на фоне крайне негативного развития отношений между католиками и православными. Спустя месяц Ватикан преобразовал четыре своих «апостольских администратуры» на территории России в епархии, тем самым заявив права и на каноническую территорию РПЦ.

Томоса ради. Для сохранения власти Порошенко готов развязать религиозную войнуУкраина отпраздновала 1030-летие крещения Киевской Руси. В пятницу, 27 июля, верующие Украинской православной церкви вышли на рекордный по масштабам Крестный ход. А на следующий день, 28 июля власть провела свое шествие. Во главе колонны, рядом с преданным в Православии анафеме Филаретом (Денисенко), шел президент Петр Порошенко

Дальнейшее расширение присутствия подчиненных папе Римскому структур на востоке Украины, что потребовало выделения отдельного экзархата для Донецкой и Запорожской областей, произошло спустя 12 лет, почти синхронно с началом так называемой антитеррористической операции (АТО), и также вызвало крайне острую реакцию со стороны Московского патриархата.

«По сути, речь идет об очередном крестовом походе против православия», — заявил 4 апреля 2014 года американскому изданию National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Еще жестче высказался 14 августа 2014 года патриарх Кирилл в обращении к главам поместных православных Церквей: «Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим православием на Украине».

«Сегодня УГКЦ хочет «упрочить свои позиции за пределами родного ей запада страны, действуя на волне растущего украинского самосознания в центральных регионах Украины», как говорит независимый эксперт по религии в бывшем Советском Союзе Джеральдина Фэйган, написавшая книгу «Вера в России. Религиозная политика после коммунизма». Чтобы добиться этого, говорит она, униатская Церковь воспользовалась неразберихой, вызванной конфликтом на Донбассе, который унёс жизни более 4700 человек и поставил государство на грань банкротства, — писала 30 декабря 2014 года американская газета The Christian Science Monitor. — Непосредственно участвуя в конфликте, униатская Церковь надеется завоевать на свою сторону новых последователей внутри страны, которая всё больше раскалывается из-за этнических и религиозных противоречий».

Интересно, что сами униаты признают, что распространение их религии на Украине может произойти лишь в случае масштабного общественного кризиса, который может ослабить традиционное для этой страны православие.

Церковь не отделена от государства: МИД Украины вступился за УГКЦМинистерство иностранных дел Украины возмутилось препятствованию строительства храма Украинской греко-католической церкви в Белой Церкви

«Покойный гарвардский профессор Игорь Шевченко предупреждал в начале 1990 х: «Советское прошлое преодолеть относительно легко, но что делать с византийско-православным наследием?» — писал 3 мая 2015 года в украинском журнале «Новое время» профессор Украинского католического университета (Львов) Ярослав Грицак. — Чтобы радикально преодолеть историю, нужен масштабный кризис. Например, такой, как был в момент падения коммунизма. Или подобный тому, что мы переживаем сейчас».

Как отмечалось далее в процитированной статье в The Christian Science Monitor, при экспансии на востоке УГКЦ сделала ставку на взаимодействие с армией. На первый взгляд, это казалось не очень логичным — военные прибыли в АТО, но вскоре неизбежно покинут его, проще было сразу начать проповедь местным жителям. Однако, тут был ряд тонкостей, которые объяснили автору этой статьи украинские эксперты-религиоведы.

Как рассказывал в октябре 2015 года автору этой статьи директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский, он лично видел деревянные «каплички», то есть часовни, которые униаты к тому времени построили в расположении украинских военных частей в Донецкой и Луганской областях. Фотографии таких открывавшихся «капличек», сильно походящих на блиндажи, публиковались летом 2015 года найти и на греко-католических сайтах в отчетах военных капелланов.

По словам Антошевского, сначала эти «каплички» начинали посещать военнослужащие, к которым командование целенаправленно не допускало капелланов Московского патриархата, а затем уже — местные жители. Последние на фоне того, что украинские военные регулярно расстреливали из артиллерии православные храмы, захватывали и бросали в тюрьмы священников Московского патриархата, испытывали духовный голод, и многие из них были готовы обратиться хоть в какой-то храм с каким-то клириком.

«В течение последних месяцев мы видим такой интересный феномен, что в местах постоянной дислокации военных частей и даже в зоне АТО очень много местных общин начинают обращаться к власти с просьбой создать греко-католические парафии (приходы. — прим. авт.), — лицемерно заявил 8 октября 2015 года глава УГКЦ в интервью Радио Ватикана. — Военный капеллан в первую очередь является священником для армии, а не для гражданского населения, но сам факт, что спонтанно со стороны местных людей проявилось такое уважение к УГКЦ, является для нас вызовом. Поэтому нужно знать, как на это правильно ответить, как послужить тем людям, которые ищут Божьего слова именно в нашей Церкви».

Таким образом, военные капелланы, отправленные УГКЦ в зону АТО для духовного окормления военных, быстро переквалифицировались на работу с местными жителями. Причем, создание униатских приходов началось там и без всяких «просьб трудящихся», буквально без перехода после создания «капличек» при военных частях.

16 сентября 2015 года городской совет Славянска (Донецкая область) одобрил разработку детального плана участка в центре города под строительство греко-католического храма. В тот же день из публикации на сайте города Доброполье (Донецкая область) стало известно, что его городской голова предложил отложить решение по поводу поступившей к нему заявки о выделении участка площадью 1760 кв. м в центре города под храм УГКЦ.

В интервью городскому сайту Доброполья руководитель Краматорского деканата (епархии и экзархаты УГКЦ делятся на деканаты) Василий Иванюк сообщил 23 сентября 2015 года ряд интересных подробностей. Во-первых, о том, что сам «только недавно закончил военную службу — был капелланом в украинской армии». Во-вторых, о наличии проекта по строительству греко-католических храмов в регионе, его бюджете и источниках: «Точную стоимость строительства отец Василий назвать затруднился, но сказал, что бюджет составит точно более 100 тыс. долларов… Всемирный конгресс украинцев выделил средства на постройку 10 греко-католических храмов на востоке Украины, на территории Донецко-Харьковского экзархата. Один из храмов предложили построить в Доброполье». Таким образом, итоговая сумма на строительство 10 храмов, собираемых из привозимых с Карпат готовых бревен, составит около 1 млн. долл.

В самом Краматорске 22 декабря 2013 года уже был торжественно открыт униатский храм, также собранный из карпатской сосны. Опять-таки, налицо типовой проект.

Вслед за постройкой храмов последовали и действующие при них пропагандистские униатские миссионеры. Одной из причин этого могло стать определенное «проседание» доли униатов в украинском обществе, зафиксированное в начале 2016 года социологами из Центра Разумкова — после максимума в 7,8% от общего числа украинцев в 2014 году оно упало до 6,5% в 2016 году. Надо было «вытягивать» ситуацию.

«В своём выступлении перед прихожанами архиепископ отметил, что греко-католики, как и вся Украина, сейчас переживают исторический момент. Поэтому церкви нельзя «спать»: нужно идти к нуждающимся — прежде всего на востоке Украины, в зоне АТО. Об этом зачастую просят жители Донбасса, которые положительно оценили греко-католических военных капелланов, находящихся в зоне АТО вместе с нашими военными, — излагает выступление Шевчука 16 июня 2016 года в Запорожье украинское издание «Время новостей». — Греко-католики… приняли решение создать десять «пастырских станиц» по всей линии размежевания в зоне АТО».

Перед этим на заседании 7 — 8 июня 2016 года Синод УГКЦ постановил «поручить правящим архиереям в сотрудничестве с благотворительным фондом «Каритас Украины» создать пасторально-социальные миссии на линии размежевания в Донецкой, Луганской и Харьковской областях». Стоит упомянуть, что структурным подразделением этого фонда «Каритас Краматорск» заведует все тот же самый Василий Иванюк.

Каждая из мощных западноукраинских униатских епархий была обязана вложиться в создание новых приходов на востоке страны. «Тернопольско-Зборовская архиепархия получила под свою опеку духовные миссии и приходские общины в городе Лисичанске (Луганская область. — прим. авт). В настоящее время им уже предоставлена определённая финансовая помощь, — сообщило 20 сентября 2016 года этого года интернет-здание «В час пик». — Также передан проект будущего храма, строительство которого входит в обязанности Тернопольско-Зборовской архиепархии».

Как отметил 21 ноября 2016 года патриарх Кирилл, «усилилась и прозелитическая деятельность униатов на исконно православных землях на востоке Украины».

Итог этой политики показывает опубликованное в апреле 2018 года исследование Центра Разумкова, согласно которому в 2018 году как греко-католики себя обозначили 9,4% опрошенных, тогда как ранее эта цифра никогда не поднималась выше 7,8%. Причем, и эти предыдущие пиковые значения были достигнуты в 2014-м и 2017-м годах, превысив все замеры общественного мнения начиная с 2000 года.

 

Рекомендуем