Как известно, водители маршруток не ложатся спать, пока в кровати не наберется 18 человек.
После повышения цен на проезд в метро, маршрутчикам приходится совсем тяжко — маршрутки стали буквально "народным" видом общественного транспорта, так как проезд в них стоит как минимум на одну гривну дешевле — от пяти до семи.
Теперь салоны такси в Киеве все сильнее напоминают квадратные банки с килькой на колесах, а двери стали выполнять новую функцию — прессование человеческой массы для полного уничтожения свободного места и кислорода.
Водители, чья зарплата, несмотря на повышение цен на проезд, не выросла, также стали многофункциональны. Кроме, собственно, управления транспортным средством, они болтают по телефону, лузгают семечки, украдкой курят в окошко и кушают заранее приготовленный обед из банки.
Существует миф о том, что женщины могут выполнять гораздо больше дел одновременно, нежели мужчины. Киевские маршрутчики опровергают этот миф прямо на ваших глазах.
Кроме собственно вождения, в их обязанности входит (одновременно с управлением автомобилем): присчитывание денег и выдача сдачи, поддержка чистоты в салоне, мытье стекол, объяснение по телефону своим коллегам, как «доехать до Бессарабки», флирт с симпатичной барышней на соседнем кресле (иногда — в соседнем автомобиле на светофоре), ругательства в адрес пешеходов, регулировщиков движения, городских властей и коллег в других автомобилях. А еще — ловля «зайцев».
С последней задачей они справляются наиболее виртуозно. Обычно это — несколько лаконичных, заранее заученных фраз: «Передаем за проезд! Кто там еще не оплатил проезд? Эй, мужчина сзади, давай быстро плати или выметайся на… отсюда!»
Но сильнее всего в киевских маршрутках впечатляет интерьер салонов.
Еду в автобусе маршрута 442, перевозчик — ТОВ "Политехавто-Б". Стиль интерьера этой маршрутки можно было бы назвать "неопатриотический истеризм", так как все украшения салона заставляют пассажира не забывать о славе украинской нации: флаги, гербы, "Слава Украине — Героям Слава" на черно-красном фоне и так далее по списку.
Еду в другой маршрутке — 575. Здесь — типичный пример переноса интерьера старой бабушкиной квартиры в небольшой водительский уголок. Ковры или куски ковров везде — где надо и не надо (не надо, впрочем, нигде, но это мы пропустим). Непонятного предназначения пластиковая цепь и переносной бензобак. Этот стиль мы назовем "постсоветский lower class консерватизм".
Водитель маршрутки, следующей к станции метро "Нивки", предпочитает коврам шерстяной плед и яркие полотенца. Плед в данном случае, как и ковры, кроме декоративной функции играет также функциональную — когда в маршрутке заканчиваются сидячие места, пенсионерки и малые дети находят приют на этом клетчатом пледе.
Подобрать название для обстановки этого салона сложно, назовем ее
"working class лофт".
Наполнение салона следующей маршрутки, в которую я села, также цепляет глаз.
Ярко-розовое "девчачье" полотенце, кусок ДСП, коробка из под конфет и непонятный пушистый комок на коробке передач. Ужасно хочется спросить водителя о предназначении всего этого хлама, собранного на двух квадратных метрах, но на переднем сидении наклейка "Разговаривать с водителем — запрещено!". Запрещено наверное потому, что в процессе разговора можно случайно спросить его о зарплате, которую он получает после повышения цен на проезд. А дальше — все, что угодно — тахикардия, инфаркт, инсульт, истерика и полуобморочное состояние. А это — действительно опасно. Особенно во время движения.
Следующий объект исследования — салон маршрутки номер 455. Водитель этого транспорта максимально многофункционален — за 5 минут моего пребывания здесь он говорил по телефону, одновременно переключая передачи, лузгал семечки и отсчитывал сдачу. Интерьер уже приелся, но что-то новое все же бросилось в глаза. Прямо у лобового стекла восседает плюшевая собака. На стекло наклеено максимальное количество иконок. Кажется, в свободное от работы время водители могут приходить помолиться в эту маршрутку. Чуть ниже иконок — фотография сексуальной стюардессы, желающей нам приятной поездки. Тщетные старания, так как езда в этой маршрутке напоминает неудачную посадку самолета — сотрясается всё — двери, сидения и даже вторые подбородки пассажиров. Этот стиль интерьера мы назовем "Укролёт".
Ну и последняя маршрутка, в которую я попала, движется в сторону Русановских Садов.
Тут все ярко и весело — цветочный ковер, множество разноцветных наклеек, какие-то тряпки, сумки и полотенца, хаотично разбросанные по салону, старая магнитола.
Назовем ясно и просто — "Цыганский китч".
Такой вот пестрой, свободной и тряской жизнью живут украинские маршрутки. Чем вызвано такое оформление общественного транспорта, объяснить сложно. Но, кажется, с недавних пор мы стали серьезно переплачивать за проезд. Ну а собственники транспортных компаний, кажется, серьезно недоплачивают своим многофункциональным работникам.