Лайнер следовал по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. По количеству погибших катастрофа стала крупнейшей в истории Украины. Трагедия послужила для Запада поводом ввести новые антироссийские санкции. При этом Россию не допускают к участию в международном расследовании.
Международное расследование
В «Объединенную следственную группу» (JIT), созданную без участия Москвы, вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии, Украины и Малайзии. В 2016 году группа представила предварительные результаты расследования.
В JIT пришли к выводу, что лайнер MH17 сбили из зенитно-ракетного комплекса «Бук», который якобы привезли на территорию Украины из России, а затем транспортировали обратно. В Министерстве обороны России раскритиковало доклад за использование недостоверных сведений, которые предоставила сторона Украины.
А уже в 2018-м «Объединенная следственная группа» обнародовала расширенную версию доклада, содержащую новые обвинения в адрес России. По заявлениям JIT, «Бук», из которого сбили лайнер, якобы принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде, дислоцированной в Курске. Как аргумент показали обшивку двигателя ракеты, которую нашли на месте крушения.
В Минобороны России этот довод отвергли. По мнению военных, этот двигатель изготовили в 1986 году и принадлежит он Вооруженным силам Украины.
Позиция Украины
Официальный Киев придерживается версии, что самолет сбили ракетой ЗРК «Бук» российского происхождения, выпущенной с территории ДНР. Президент Порошенко писал у себя в Facebook, что «есть все основания надеяться, что уже в ближайшее время прокуратура Нидерландов сможет представить в суд обвинения против причастных к уничтожению самолета лиц».
Первый заместитель главы Генеральной прокуратуры Украины Дмитрий Сторожук сообщал, что следствие заявило, что не может опираться на данные РФ по этому делу.
«Доказательств причастности РФ к трагедии более чем достаточно», — заявлял глава Министерства юстиции Павел Петренко.
А замглавы Министерства иностранных дел Украины Елена Зеркаль, представляющая Украину в Гааге, говорила, что речь идет об ответственности России как государства в целом (в дополнение к уголовному преследованию виновных в трагедии лиц).
12 июля 2018 года Верховная Рада Украины разрешила передавать Нидерландам уголовные производства, относящиеся к делу сбитого МН17.
Позиция России
Российские власти категорически отвергают причастность к трагедии с лайнером.
Собранные силовыми ведомствами России данные указывают, что самолет могли сбить украинской ракетой класса «земля — воздух» или «земля — земля», либо самолетом Су-25. Сообщается, что Минобороны удалось зафиксировать, что накануне приводилась в действие РЛС украинской батареи «Бук-М1». При этом киевские военные могли атаковать рейс сразу с нескольких позиций в Донецкой области.
Также российский оборонный концерн «Алмаз-Антей» провел серию экспериментов, моделировавших катастрофу MH17. Согласно этим данным, самолет сбили ракетой 9М38М, которую в России сняли с вооружения.
Материалы исследования предоставили в распоряжение Евросоюза. Росcия неоднократно призывала Запад допустить российских представителей к разбирательству, но согласия так и не получила.
Манипуляция фактами
Политолог Владимир Корнилов разъяснил изданию Украина.Ру, что расследование катастрофы малайзийского лайнера продолжается.
«Несмотря на многие заявления, в частности, многих украинских и западных политиков, о том, что уже результаты известны. Следственная группа делилась предварительными итогами расследованиям. Согласно этим предварительным итогам расследования, они пытаются всю вину повесить на Россию. При этом есть решение Совета национальной безопасности Нидерландов о том, что Украина явно нарушила ряд положений, превысила свои полномочия, разрешив полеты гражданской авиации над территорией военной зоны», — рассказал Корнилов.