Глобальные изменения уже грядут, их приметы видны на каждом шагу, но коренного перелома пока не произошло. И граница между украинским прошлым и российским настоящим еще не преодолена.
Въезжая на Крымский мост, испытываешь удивительный подъем, чувство восторга и гордости за страну, которая сумела реализовать этот проект, потребовавший привлечения гигантского объема ресурсов и борьбы с извечной российской привычкой по нескольку раз срывать сроки сдачи масштабных объектов. Утверждают, что это любимая «стройка века» Владимира Путина, во что я охотно верю, побывав на мосту дважды — сначала на пути туда, потом обратно.
Но что ожидает путешественника или туриста, который в сезон съезжает с этого чуда архитектурной и инженерной мысли на территорию полуострова?
Он упирается в многочасовую пробку, которая начинается почти от самой Керчи и держит в многочасовой унизительной очереди под палящим солнцем Тавриды многие тысячи человек до самого Симферополя. Вдоль трассы идет грандиозная стройка, экскаваторы выгребают ковшами землю, то здесь, то там видны уже поставленные опорные конструкции мостов и развязок, но строительные работы планируется завершить только к 2020 году. Ну а пока намертво стоят с обеих сторон подходы к Феодосии и сам город.
Мне нужно было добраться от Керчи до Севастополя (каких-то триста с небольшим километров) — на это ушло около восьми часов. Уже по завершении отдыха я решил обогнуть часть пробки по Южному берегу Крыма (ЮБК), сделав огромный крюк и получив сомнительное удовольствие от бесконечных поворотов на многочасовом серпантине. Но просто часами стоять, сжав зубы и проклиная все на свете в плотной и едва движимой гуще машин, было выше моих сил. Я ничего не выиграл — за ЮБК вновь упершись в ту же Феодосию, я застрял в пробке на три часа.
Это совсем не новая проблема. Впервые граждане России столкнулись с нею в 2014 году, рванув в первый же летний сезон на чудом возвращенную землю, чтобы насладиться ее красотами. Тогда и начались эти выматывающие душу, оскорбительные и позорные заторы, которые изрядно попортили отдых сотням тысяч туристов.