Сегодня в Японии был приведен в исполнение смертный приговор в отношении семи руководителей тоталитарной секты «Аум Синрикё» («Учение истины»), имевшей в 90-е годы многочисленных последователей в России, однако впоследствии запрещенной в большинстве стран мира. Среди повешенных руководителей секты — 63-летний Сёко Асахара, «реинкарнация» Христа, Будды и Шивы. Он был чем-то похож на нашего «бога Кузю» — не только псевдорелигиозностью, слабостью зрения и прической, но и наличием фанатичных последователей.
Такие личности появляются во всех имеющих мощную духовную традицию странах. Взять хотя бы таких относительно недавно ушедших в иной мир индийских «гуру», как Ошо (Бхагван Шри Раджнеш) или Сатья Саи Баба, которые тоже претендуют на духовность. Однако в настолько модернизированном и монетизированном вариантах, что настоящие индийские духовные авторитеты ни во что их не ставят.
Доктрина созданной Асахарой в 1984 году тоталитарной секты базируется на причудливой комбинации буддизма, индуизма, даосизма и христианства, эсхатологических ожиданиях и даже стремлении приблизить конец света путем инициативного наказания «грешников».
В петле также завершили свой земной путь «военный министр» и заместитель главы секты Киёхидэ Хаякава, «министр внутренних дел» Томомаса Накагава, которого признали виновным в убийстве 24 человек, а также главный химик секты, «министр здравоохранения и социального обеспечения», руководитель «контрразведки» и еще несколько сектантских лидеров. Всех их приговорили к смертной казни за создание и применение отравляющих веществ, убийства и диверсии.
Чем Токио объясняет решение казнить сектантов
«Состав их преступлений отличается, однако все они были приговорены судом к высшей мере наказания», — заявила министр юстиции Японии Ёко Камикава. По ее словам, «приговоры были приведены в действие после полного цикла необходимых слушаний и тщательного обсуждения». Она подчеркнула, что смертная казнь «является неизбежным наказанием за подобные чудовищные преступления», однако не стала называть причину, почему давно вынесенные смертные приговоры были приведены в исполнение именно сейчас.
Одной из причин задержки в исполнении смертных приговоров называется заинтересованность властей в осужденных как в свидетелях, в связи с тем, что до начала 2012 года не всех лидеров секты удалось арестовать. Однако уже шесть лет назад все видные сектанты были арестованы и осуждены. А вот эту отсрочку казни власти никак не могут объяснить. Приговоры были приведены в исполнение в Токио, Осаке, Хиросиме и Фукуоке, в пенитенциарные заведения которых руководители секты были переведены весной этого года из предыдущих мест заключения.
В связи с состоявшимися казнями Главное полицейское управление Японии усилило меры безопасности, ужесточив контроль за оставшимися на свободе последователями запрещенной секты, которые стали членами организаций «Алеф» и «Хикари но Ва». В офисах этих подозрительных структур, численность которых составляет несколько сотен человек, проведены обыски.
Как это было
Судебный процесс над Асахарой был самым длительным в японской истории: «гуру» был признан виновным по 13 из 17 предъявленных ему обвинений и приговорен к смертной казни в 2004 году. В ходе процесса Асахара, долго отказывавшийся признавать причастность «Аум Синрикё» к зариновой атаке в токийском метро, хранил молчание, отказываясь от общения даже с родственниками и последователями.
Численность основанной Асахарой секты достигала в свое время 50 тысяч человек или даже больше. Одно из крупнейших зарубежных отделений было в России. В результате терактов и убийств на территории Японии, совершенных или приписываемых её членам, погибли десятки человек, тысячи — пострадали. Японские власти утверждают, что смогли предотвратить преступления тоталитарно-эсхатологической секты, которые могли привести к миллионам человеческих жертв.
Это могло произойти благодаря использованию отравляющего вещества зарин, производство которого сектанты смогли наладить в Японии. Они успели применить его в городе Мацумото в 1994 году (семь жертв, 200 пострадавших) и в метро в Токио в 1995 году (13 человек погибли, свыше 6 тысяч получили отравления различной степени тяжести). Цифры жертв и пострадавших в результате этих террористических вылазок разнятся — обычно в сторону увеличения.
Разгром секты
Масштабный инцидент в токийском метро заставил власти начать действовать: около 30 руководителей секты были арестованы, некоторым из них были вынесены смертные приговоры. Полиция изъяла у сектантов компоненты химического и биологического оружия — культуры возбудителей сибирской язвы и геморрагической лихорадки Эболы, вирус которой был доставлен в Японию в 1994 году из Заира. Полицейские обнаружили завод по производству боевых отравляющих веществ, бактериологического оружия, технологическую документацию по обогащению урана, построенный сектой подземный бункер на случай ядерной войны и даже списки будущего «мирового правительства». Запасов имевшихся в наличии химических веществ было достаточно для изготовления такого количества зарина, чтобы убить четыре миллиона человек.
Это выглядело весьма логичным: предрекая скорый конец света, пророча «последнюю битву добра и зла», сектанты, как утверждается, были намерены выявлять и уничтожать «злодеев» различными способами. И не только в Японии. Якобы даже в США был направлен контейнер с зарином, однако теракт был сорван благодаря аресту Асахары. Это показал в ходе судебного разбирательства один из руководителей секты, приговоренный к пожизненному тюремному заключению.
Верим или не верим?
Так всё это или не так, сказать очень сложно. Тоталитарные секты в любой стране находятся под пристальным контролем спецслужб, на их членах в силу их замкнутого образа жизни нередко отрабатываются различные информационные, психологические и пропагандистские технологии, с ними проводятся небезобидные медицинские эксперименты. А когда эти эксперименты выходят или грозят выйти из-под контроля, сектантов ликвидируют.
Иногда так, как это произошло с «Аум Синрикё», — с помощью полицейских и судебных мер, устранения руководства. А иногда путем физической ликвидации большинства сектантов, как это произошло с членами американской секты «Народный храм», уничтоженными американским же спецназом в Гайане в 1978 году. Для отвода глаз в СМИ запустили версию, что эти несчастные, хлопотавшие в советском посольстве о переселении в СССР, отравились, совершив массовое самоубийство.
Чего мы избежали?
Если бы, скажем, в руках британских следователей оказались аналогичные данные о деятельности в их стране некоей имевшей многочисленных последователей в России тоталитарной секты, применявшей несколько раз химоружие, готовившейся уничтожить миллионы людей, закупавшей в России огнестрельное оружие и заполучившей даже вертолет, планировавшей массовый теракт с использованием зарина в США, производившей его промышленным способом, причем якобы по рецепту российского химика, то Россия сейчас оказалась бы под страшным ударом. Если для этого хватило в наши дни несчастных Скрипалей, пострадавших в Солсбери либо от банальной утечки химических веществ из соседней британской лаборатории в Портон-Дауне, либо в результате провокации действовавших под протекцией украинских спецслужб, рассчитывавших сорвать проведение ЧМ-2018 в России и «насолить» Москве.
А что помешало бы в таком случае западным недоброжелателям Москвы раскрутить задним числом деятельность «Аум Синрикё», напомнить, что её основатель в своё время не покидал эфира российского телевидения и радио, выступал с лекциями в МГИМО, МНУ, МИФИ, МГТУ им.Баумана. Что уже в 1992 году «Аум Синрикё» была зарегистрирована Минюстом в Москве, где открылись шесть центров, что в столице России и в других городах страны проводились массовые «инициации» и «медитации» на стадионах, концерты. Что в России готовились и транслировались на Японию соответствующие телепрограммы. Или вспомнить, например, что казненный сегодня «военный министр» и заместитель главы секты Киёхидэ Хаякава тоже часто приезжал в 90-е годы в нашу страну, занимаясь, в том числе, приобретением и доставкой в Японию автоматов Калашникова и вертолета.
По одним данным, это Ми-8, по другим — Ми-17. А можно было бы попытаться «раскрутить» повешенного сегодня главу «разведки» «Аум Синрикё» Ёсихиро Иноуэ, подтвердившего в ходе следствия, что сектантам помог изготовить зарин президент Российско-японского университета Олег Лобов, у которого была якобы куплена в 1993 году за сумму около 10 миллионов иен (79 тысяч долларов) соответствующая документация. Тогда, в ходе следствия, доказать это, естественно, не смогли. Но времена изменились, и если этого не смогли бы доказать сегодня японцы, это бы сделали за них британцы или американцы.
Какая разница, что с тех пор прошло четверть века. Россия-то по-прежнему существует, а у «преступлений против человечности», как известно, нет срока давности. А о том, что в России в свое время быстро разобрались, что такое «Аум Синрикё», и уже с середины 90-х суды начали выносить решения о ликвидации её деятельности в нашей стране, выплате компенсаций пострадавшим, начались аресты её самых подозрительных активистов, можно будет умолчать. Например, переключив внимание западной публики на то, что в 2000 году, когда Россией уже управлял её нынешний президент Владимир Путин, группа русских фанатиков-последователей Асахары во главе с Дмитрием Сигачёвым готовили теракты в Японии, чтобы вынудить угрозой их осуществления правительство этой страны освободить своего кумира.
Обезвредившие эту структуру сотрудники ФСБ обнаружили неотправленное письмо японскому премьеру, в котором есть такой пассаж — «наша боевая группа, расположенная на территории Японии, приступит к планомерному уничтожению населения: женщин, мужчин, детей и стариков». О чем-то сообщив, о чем-то умолчав, опытный пропагандист может сделать из всего этого потрясающую антироссийскую конфетку. Особенно если напомнить, что только 20 сентября 2016 года Верховный суд России признал «Аум Синрикё» «террористической организацией» и «запретил» её деятельность на территории страны.
Вместо заключения
В этом, похоже, и заключается истинное объяснение того, почему японцы казнили высокопоставленных сектантов именно сейчас. Чтобы у некоторых их «партнеров» не появилось искушения воспользоваться этой грязной историей, из которой торчат уши вовсе не российских спецслужб, и все это скандальное дело по отработанной со Скрипалями технологии не повернулось против России, с которой японцы хотят установить максимально тесные отношения. Сами-то они прекрасно понимают, что наивность и всеядность по духовности части немалого количества граждан многих стран мира, в том числе и России, где болезненно переживали в 90-е годы крах своего государства, привычного образа жизни, наступление нищеты и безысходности и пытались выжить любыми способами и подкрепить себя любыми иллюзиями, это не преступление.
Но чтобы так поставить вопрос, нужна элементарная честность, которой нет у врагов России, пытающихся не допустить её державного возрождения, готовых ухватиться ради этого за любую ложь, клевету и бессовестное передергивание, выборочное отношение к фактам. Не вводить в искушение — это, как представляется, и есть самое правдоподобное объяснение того, почему Асахару и Ко казнили именно сейчас.
Сергей Латышев
Оригинал публикации