Охрименко: «Украина разрывает торговые связи, даже не думая, чем это закончится» - «Голос.ua»

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко оценил торговую политику Киева
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Александр Андреевич, Россия все еще остается одним из главных торговых партнеров Украины?

Конечно. Надо быть честными и признать, что импорт на Украину из России в этом году начал падать. Если брать по всем странам, то на первом месте по экспорту и по импорту, безусловно, все равно у нас стоит Российская Федерация. Ее где-то Польша догоняет, но еще не перегнала. По импорту Россию догоняет Китай, это классика. По товарообороту, как рисуется, понятно, что на первом месте однозначно остается РФ.

Как Вы расцениваете выход Украины из Содружества независимых государств?

В зону свободной торговли СНГ Украина как входила, так и входит по сегодняшний день. Понятное дело, что она сотрудничает со странами СНГ. То, что Украина торгует с РФ, хотя Россия приостановила часть договоров с нашей страной, все равно связи остались. Чем мы торгуем? В основном изделия из металла, мы торговали ими и будем торговать. За ними идет продукция химической промышленности, хотя, конечно, по сравнению с 2013 годом, падение товарооборота произошло колоссальное. По продукции машиностроения тоже, к сожалению, произошло довольно большое падение товарооборота. На сегодняшний день мы делаем трансформаторы, которые мы поставляем только в Россию. Экспорт трансформаторов из Украины идет исключительно в Российскую Федерацию — 98%, еще немного их идет в Беларусь. Мы в Россию поставляем довольно много двигателей. Очень много, и это мало кто знает, мы поставляем в соседнюю страну комплектующих к транспорту — имеются в виду комплектующие к вагонам, локомотивам и т.д. Мало того, этот показатель экспорта в текущем году вырос. То есть, получилась такая ситуация, что есть торговые позиции, по которым мы как торговали, так и будем торговать.

Экономические связи с соседней страной все равно работают…

Безусловно. С машиностроением получилось так, что, несмотря на все разрывы связей с Россией, наши экономические связи все равно остались, хотя произошло значительное его падение. И для российских компаний, и для наших — эти связи все равно на первом месте, потому что если действительно посмотреть, то от 40% до 50% экспорта Украины в Россию — это продукция машиностроения. Да, мы не поставляем самолеты, это нереально, потому что тема давно умерла. Мы не поставляем вагоны, но комплектующие к ним поставляем. В результате получается, что это работает и будет работать, это экономика, в которую вмешивается политика. Я надеюсь, что все потихоньку затихнет, потому что пока этот товарооборот работает, вроде бы его никто не запрещает. Будем надеяться, если кому-то не шарахнет в башку, что все-таки не запретят. Если не запретят, то это будет работать. Да, я не говорю, что это что-то эпохальное, но продукция машиностроения имеет все же важное значение. Почему именно трансформаторы, ведь своей меди у нас нет? Чтобы было понятно, мы покупаем медь для их производства в России, и это самый примитивный пример.

Мы раньше удобрения в Россию поставляли…

Раньше вообще было очень круто. Раньше мы у России покупали газ, делали удобрения и поставляли в Россию же. Но это уже давно не работает, это схема с откатами Фирташа, которую используют. Ввели запрет на экспорт в РФ и т.д.

Политики своими выходками убивают даже то, что уже не касается России. К примеру, для Украины Казахстан — интересная страна для торговли, но Россия будет тормозить это сотрудничество и создавать проблемы, поскольку весь транспорт идет в Казахстан только через Россию. Казахстан — большая страна, но мы себя поставили в такую ситуацию, что не можем зайти на рынок Казахстана.

Какие еще рынки СНГ привлекательны для Украины?

На сегодняшний момент мы еще более-менее торгуем с Беларусью, Казахстаном и Молдовой. Правда, Молдова очень маленькая, и экспорт туда совсем небольшой. А дальше нам не с кем торговать, по большому счету. Теоретически мы можем что-то поставить в Узбекистан. Но получилось, что там у нас нет точек. С Киргизией и Таджикистаном то же самое. Была когда-то такая гениальная идея, что мы поставлять в Азербайджан оборудование для нефтедобывающей промышленности. Поговорили-поговорили, и ничего, все заглохло. В Азербайджане мы сейчас нефть покупаем, а продать нам в эту страну нечего. Нам даже предложить нечего, что нужно Азербайджану, так же, как и Армении нечего предложить. В Беларусь мы поставляем продукцию машиностроения, продукты пищевой промышленности там у нас также покупают. Но Беларусь не может столько покупать, как нам хотелось бы. Она сама производит достаточно пищевой продукции.

В ситуации с СНГ больше политики, чем экономики?

Безусловно, в ситуации с СНГ больше политики. По большому счету, понятно, что уже сложно что-то восстановить, что-то сделать. Если бы нашим политикам хватило ума, то сам Бог велел, что нам, к примеру, надо наладить хорошие отношения с Узбекистаном и Казахстаном и даже с Киргизией. В свое время когда-то была производственная кооперация, вот ее можно было бы возродить. В Узбекистана есть свои Lanos, а в Киргизии можно было бы сделать так, чтобы они ездили на наших Lanos. Для этого нужно создать сеть, которая бы это все обслуживала, и т.д. При желании можно многое было бы сделать, потому что эти республики, в принципе, могли бы играть существенную роль в экономическом сотрудничестве. Скажем так, что продать наш трактор в Германию нереально. Там стандарт, там свои производители. А продать его в Казахстан или Узбекистан — это реально. Для того, чтобы Узбекистан покупал наши тракторы, надо создать системный сервис по обслуживанию их. Наши, по ряду причин — то ли глупости, то ли лени, за 26 лет эту систему не запустили. Это ничего сложного, главное — чтобы был казахский партнер, запустить та службы ремонта, создать сервис, логистику, и все будет работать.

А что касается агросектора?

С агросектором вообще очень смешно. Казахстан очень хочет сотрудничать с нами в агросекторе. По ряду обстоятельств, они меньше выращивают курицы, и им интересно ее закупать у нас. И я не знаю, почему с Казахстаном мы практически не работаем. Они даже предлагали нам создать совместные предприятия животноводства. Понятие свинины не проблематично. Там свинину употребляют не меньше, чем у нас. Нам предлагают сотрудничество, а мы можем только поболтать и все. То есть, мы не можем выжать даже то, что можем.

Украина почти на треть увеличила закупку товаров в РоссииИмпорт российских товаров в Украину в январе-апреле 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 31%

В целом для Украины есть экономическая польза от нормального участия в Содружестве независимых государств. По большому счету, мы разрываем торговые связи, даже не думая, чем это закончится. Коммуникации по всем областям в рамках СНГ при грамотном использовании имели бы значительный экономический эффект, а без СНГ транспортный коридор между Европой и Азией для нас не работает. Понятно, что транспортные коридоры не должны быть отрезанными. Систему транспорта СНГ можно было использовать таким образом, чтобы на этом просто паразитировать, даже не зарабатывать.

Сколько мы потеряли за годы торговой войны?

За последние годы из-за торговой войны, разрыва экономических связей с РФ мы потеряли 35 млрд долларов, Россия потеряла 65 млрд долларов, есть чем «гордиться». Украине надо не разрывать экономические договора, а заключать, даже без пиара. Это будет правильная ситуация. Фантазий у нас много, а реальность более прагматична. Нам нужен прагматичный, денежный подход в первую очередь.

Когда создавали СНГ, идея была сделать на базе СНГ единый экономический блок наподобие Евросоюза. В середине 90-х были соответствующие документы, проекты, идеи. Была идея создать единое руководство железной дороги. Это все было. Кто виноват, что этого не получилось, сложно сказать. Пошел разрыв связей, эта возможность еще в 90-е годы была упущена. Отмечу также, что зона СНГ исключала пошлины. Трансформаторы, стабилизаторы, гайки — шли ноль в рамках соглашения о содружестве, пошлины не взимались. Теперь будут устанавливать любые пошлины, Россия возродит эти пошлины. Сейчас срабатывают взаимные торговые войны, и Украина их проигрывает.

Людмила Вербицкая

Оригинал публикации

Рекомендуем