Основанный полузабытым украинским политиком и бывшим кандидатом в олигархи Михаилом Бродским «Интернет»-портал «Обозреватель» опубликовал заметку, посвящённую ликвидации легендарного американского журнала Interview
Впрочем, поскольку отцом-основателем журнала был не менее легендарный американский художник, писатель, продюсер, дизайнер, кинорежиссёр, издатель и коллекционер Энди Уорхол, заметка получилась «про нашего мальчика». «Про нашего» потому, что «Обозреватель» считает Энди Уорхола украинцем.
Я понимаю, что грешно смеяться над больными людьми, а после того, как выяснилось, что не то украинцы произошли от шумеров, не то шумеры от украинцев «доказательства» украинскости Уорхола выглядят почти научными. Поэтому поговорим от вещах серьёзных.
Кстати, раз уж мы вспомнили о шумерах, мне интересно, как особая порода людей, именуемая «украинскими учёными», во главе с «профессором Бебиком», планирует согласовать шумерское происхождение украинцев со сделанным ими лет двадцать-тридцать и давно введённым в украинский научный оборот «открытием», гласящим, что украинцем был Иисус Христос. Ибо галилеянин, то есть галичанин. Всё-таки древние шумеры и греко-еврейское население палестинской Галилеи рубежа эр — разные народы. Хотя, парадоксальность всегда была отличительной чертой «украинской науки». Если уж она умудряется убедительно доказывать, что украинская нация возникла 400 тысяч лет назад (то есть до появления не только кроманьонцев, но и неандертальцев), то разница между древними шумерами и несколько менее древними евреями, с позиций этого «передового» знания, и вовсе ничтожна.
И то, что Христос — Бог и Сын Божий, тоже не помеха. Не знаю как именно, но твёрдо уверен, что созданная в воображении Порошенко (уверенного, кстати, что автокефалия предоставляется не церкви, а государству) и поставленная на службу этому самому «автокефальному» украинскому государству, единая поместная украинская казённая «церковь» легко развеет сомнения своей паствы и объяснит откуда у Бога национальность. Им всё можно. Не зря же их «церковью» руководит анафематствованный Денисенко.
Но не будем отвлекаться на вопросы религиозные. С упомянутым Энди Уорхолом и его украинским происхождением связаны вполне земные проблемы. Причём проблемы серьёзные, грозящие Украине таким кризисом на западной границе, по сравнению с которым и гражданская война в Донбассе, и до предела обострившаяся борьба за президентство в Киеве (угрожающая, вместо плановых выборов, неплановым гражданским конфликтом уже в столице) покажутся лёгким недоразумением.
Итак, Энди Уорхол родился в США, в семье эмигрантов из Словакии, русинов по национальности. Именно русинское происхождение его родителей даёт основание «демографам» из «Обозревателя» причислять его к украинцам.
Здесь можно было бы порассуждать о том, что, поскольку США — страна эмигрантов, вырезавших коренное население и загнавших в резервации его жалкие остатки, то, в таком случае Джордж Вашингтон — англичанин, Джон Кеннеди — ирландец, а Барак Обама — кениец. Американцев же, исходя из такой логики, вообще не существует. Но сегодня проблема существования американской нации нас не интересует. Гораздо интереснее невольно вскрытый журналистами «Обозревателя» факт — Украина считает всех русинов украинцами. Правда русины себя украинцами не считают.
Корни этого противоречия лежат в относительно недавней истории. Ещё в 1848 году никаких украинцев и в помине не было. Зато вся австрийская Галиция была населена русинами, считавшими себя частью русского народа. История возникновения украинства и его кровавой борьбы с русинством за последние годы рассказана неоднократно. Более того, в значительно более широких масштабах она повторяется на современной Украине, где теми же террористическими методами, что и сто лет назад (во время Первой мировой войны) пытаются украинизировать русских. Некоторые поддаются, другие упираются. Чтобы завершить процесс, первые (новосозданные украинцы) идут убивать последних (упорствующих русских). Отсюда и гражданская война.
Ровным счётом такая же, как та, что сто лет назад разорвала Галицию. Тогда «украинцы» победили. Десятки тысяч не «перековавшихся» русин были убиты, сотни тысяч бежали. Тем не менее, изрядно поредевшая русинская община уцелела (в основном в Закарпатье). С тех пор назвать русина украинцем, всё равно, что спутать араба и еврея на том основании, что оба семиты. Русины украинцев (особенно своих соседей и бывших соплеменников галичан) мягко говоря недолюбливают и всегда подчёркивали, что принадлежат к другому народу.
Киев же всегда стремился доделать начатое ещё австрийцами и окончательно украинизировать русинскую общину. Глухое сопротивление ассимиляторским планам Киева всегда будоражило Закарпатье. Центральная власть отвечала точечными репрессиями, рассаживая по тюрьмам русинских активистов по обвинению в сепаратизме. Причём происходило это задолго до всяких майданов и переворотов, в те блаженные времена, когда на Украине никто не верил, что в Донбассе возможна гражданская война, что Крым может уплыть в Россию, что для того, чтобы зарабатывать как немцы, надо не в ЕС вступать, а работать как немцы (тогда и в ЕС сами пригласят).
В общем, на Западе Украины есть ещё один эвентуальный источник гражданской войны, который украинская власть старательно будоражила все 27 лет независимости. Это было бы не так важно, если бы не один маленький нюанс.
Дело в том, что только Украина считает русинов украинцами, а живут они не только на Украине. Русины компактно проживают также в приграничных с Украиной районах Венгрии, Словакии, Польши, Румынии, в сербской Воеводине и хорватской Славонии. Достаточно большая община русинов-эмигрантов проживает в США.
Все страны, в которых живут русины, а также Евросоюз в целом, считают их отдельной от украинцев нацией. Считают на том основании, что русины сами себя считают таковыми. И это справедливо. В конце концов, если приехавший на Украину в зрелом возрасте русский из Калуги, грузин из Тбилиси или армянин (из азербайджанского Баку) могут считать себя украинцами, на том основании, что им так хочется, поскольку они «здесь живут», то почему не могут считать себя не украинцами, а русинами, русины, которые живут там, где всегда жили, называются именем, которым всегда назывались и которых в своё время новоиспечённые украинцы убивали именно за то, что они русины. Правда, с Украиной ни ЕС, ни её соседи по русинскому вопросу не спорили, делая вид, что не замечают проблему.
Возник парадокс. Русины, живущие в соседних с Украиной государствах, с точки зрения национального и европейского законодательства оказались русинами, а русинов, живущих на Украине, Европа по умолчанию признавала украинцами.
Очевидно, что сейчас, когда у всех соседей Украины возникли проблемы на национальной почве с ультрарадикальным киевским режимом, это благостное двоемыслие должно было бы быстро закончиться.
Но надо иметь в виду и то, что русинская проблема не является для Польши, Венгрии, Словакии, Румынии первоочередной, в том числе и во взаимоотношениях с Украиной. Русины — своего рода курды Восточной Европы. Пока они молчат и не заявляют о своих правах, никто старается эту тему не поднимать, поскольку никому не понятно, как эту проблему (народа без государства) решить, не обидев окружающие страны, в которых живёт русинское меньшинство.
То есть русинская проблема во взаимоотношениях Восточной Европы и Украины могла бы возникнуть в двух случаях. Во-первых, если бы Украина сама довела ситуацию до конфликта (после переворота Киев постоянно усиливает давление на русинов, всё ближе подходя к красной черте). Во-вторых, если бы Киев начал активно навязывать тезис об украинскости не только собственных, но и зарубежных русинов. До сих пор украинским властям удавалось обходить эту тему молчанием.
И вот, журналисты «Обозревателя» в патриотическом раже, пытаясь украинизировать всё, что шевелится на планете Земля, обозвали украинцем Энди Уорхола на том основании, что его родители словацкие русины. То есть в Польше, Венгрии, Словакии и Румынии живут не русины, с которыми у местных властей проблем нет, а украинское национальное меньшинство, которое Киев вполне может начать «защищать» независимо от его желания.
С учётом роста напряжённости в отношениях с соседями именно по национальному вопросу, а также учитывая стандартную украинскую политическую практику, исходящую из того, что мир вращается вокруг Украины и благодаря Украине, давно потерявшие остатки адекватности власти Шумерики (как её прозвали в социальных сетях за шумерское прошлое) вполне могут попытаться разыграть русинскую карту.
Конечно, прямо сейчас Порошенко об этом не думает. Но иногда камнепад начинается из-за одного неосторожного движения. Я уже отмечал, что русины, в том числе и живущие за пределами Украины, украинцев недолюбливают (и есть за что). Они внимательно и пристрастно следят за антирусинскими действиями украинского правительства, пытаясь локализовывать и блокировать их, опираясь на возможности государств проживания. Причём к их мнению по украинскому вопросу прислушиваются.
Над публикацией об «украинце» Энди Уорхоле можно похихикать, но её можно подать и как претензию Украины на опеку над зарубежными русинами, путём одностороннего объявления их украинцами.
Русины готовы заподозрить Киев в любой низости. Европейские соседи Украины за последние годы убедились, что такие подозрения вполне обоснованы. «Обозреватель» власти часто используют для информационных вбросов, с целью прощупывания ситуации. Если русинские общины начнут посылать своим правительствам такого рода сигналы, те не будут реагировать сразу, но отнесутся к ним со всей серьёзностью (то есть начнут изучать проблему). Простейший способ снять обеспокоенность — убедить Украину решить русинскую проблему путём признания русин отдельной нацией. Требовать такого решения страны ЕС от Украины могут, поскольку подписывая соглашение об ассоциации, Киев обязался гармонизировать своё законодательство с европейским и согласился с тем, что именно ЕС будет определять в каких именно вопросах требуется гармонизация.
Средств давления у Брюсселя полно: от увязки вопроса с выдачей обещанных кредитов, до отзыва безвизового режима, на котором украинские власти до сих пор едва ли не ежедневно пиарятся. Варшава, Будапешт и Бухарест в последнее время пытаются усилить своё влияние в приграничных регионах Украины, которые когда-то входили в состав соответствующих государств. Игра в пользу русинов автоматически создаёт им в этих регионах тысячи хорошо организованных сторонников + повышает лояльность собственных русинских общин.
Соседи могут воспользоваться предоставленным Украиной поводом очередной раз вмешаться в её внутренние дела, могут не воспользоваться, но Украина будет предоставлять его вновь и вновь. Только потому, что в попытках украинизации Украины в отношении русинов стала проводиться неадекватная требованиям времени политика.
Признай Киев их отдельной нацией, украинцев стало бы на десяток-другой тысяч меньше (что не принципиально), зато Украина проводила бы в отношении русинов согласованную с ЕС политику. Поскольку никто из соседей Украины не планирует создавать у себя русинскую автономию, они бы с удовольствием помогли киевским властям подавить автономистские настроения в среде украинского русинства. В целом, Украина проводила бы ту же ассимиляторскую политику, но более тонко (по европейским лекалам и под эгидой ЕС).
Вместо этого Украина противопоставила себя Европе и приобрела врагов в лице записанных ею в украинцы зарубежных русинов. Рано или поздно последствия будут.