Президент Франции Эмманюэль Макрон продолжает свой первый государственный визит в США, кульминацией которого станет его намеченное на сегодня выступление в Конгрессе США. Встречи и переговоры в Вашингтоне во многом определят вектор будущих отношений США с европейскими союзниками: президент Макрон приехал в Вашингтон говорить от имени не только Франции, но и Европы. Среди наиболее острых проблем — выработка общей позиции по иранской ядерной сделке, вызывающей возражения Дональда Трампа, а также согласование единого подхода Запада к политике по отношению к России, которую Эмманюэль Макрон посетит уже в мае этого года.
Визит президента Макрона в США приурочен к 250-летию установления дипотношений США и Франции и имеет высший статус — государственного визита. В пятницу вслед за французским лидером с визитом в Вашингтон прибудет канцлер Германии Ангела Меркель — неформальный лидер ЕС и ближайший партнер Эмманюэля Макрона в Европе.
Таким образом, в преддверии 44-го саммита стран G7, который 7-8 июня пройдет в канадском городе Ла-Мальбе с участием Дональда Трампа, Эмманюэля Макрона и Ангелы Меркель, встречи и переговоры этой недели станут решающим мозговым штурмом лидеров евроатлантического мира, пытающихся снять существующие между ними разногласия.
Главная задача — выработать общую позицию по ключевым международным кризисам и конфликтам — Ирану, Северной Корее, Сирии, Украине, а также отношениям с Россией.
Программа пребывания Эмманюэля Макрона в США оказалась не только предельно насыщенной, но и наполненной символикой, призванной доказать, что с англосаксонским миром Францию многое связывает, а не разъединяет.
«Сто лет назад американские солдаты сражались во Франции, в Бело, чтобы защитить нашу независимость. Этот дуб (мой подарок Дональду Трампу) будет напоминанием в самом сердце Белого дома об этой связи, которая нас объединяет»,- написал Эмманюэль Макрон в Twitter, комментируя церемонию посадки на лужайке Белого дома специально привезенного из Франции саженца дуба. Вооруженные лопатами лидеры двух стран старательно демонстрировали перед телекамерами способность к совместной работе под одобрительными взорами своих супруг.
Впрочем, накануне переговоров Дональда Трампа и Эмманюэля Макрона в Париже дали понять: диалог будет непростым. Официальный представитель правительства Франции Бенжамен Гриво уточнил, что нынешние отношения между странами позволяют говорить «о разных вещах: как хороших, так и не очень». Он сделал акцент на том, что Эмманюэль Макрон приехал в США вести диалог от имени не только Франции, но и всей Европы.
В повестку саммита были включены вопросы, связанные с иранской ядерной программой, Сирией и Ближним Востоком, а также проблемы климата и международной торговли. Если по Сирии позиции сторон во многом совпадают, подтверждением чего служат недавние ракетные удары США, Великобритании и Франции, то по многим другим проблемам они заметно расходятся.
Так, Франция пытается сохранить выработанное с другими членами «шестерки» международных посредников ядерное соглашение июля 2015 года с Ираном, пересмотра которого добивается Дональд Трамп. Решение Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе посольства США также идет вразрез с дипломатическими усилиями Франции, в частности, с решениями прошедшей в январе 2017 года в Париже конференции по Ближнему Востоку (Израиль этот форум проигнорировал). Кроме того, Дональд Трамп пытается стать «могильщиком» Парижского соглашения по климату 2015 года — одного из достижений французской дипломатии последних лет.
Еще одна группа вопросов, вызывающих разногласия, касается международной торговли и санкционной политики в отношении России. Франция и ее европейские партнеры отвергают протекционизм Дональда Трампа и не спешат присоединяться к новым американским санкциям против Москвы, которые грозят серьезно ударить по интересам европейского бизнеса.
Несмотря на публичную демонстрацию «личной химии» двух лидеров, позволившей во вторник Дональду Трампу заключить французского гостя в объятия и расцеловать его в обе щеки, поиск компромисса шел с трудом. Дональд Трамп назвал Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по Ирану «ужасной» сделкой, позволяющей Тегерану проводить ракетные испытания.
В свою очередь, накануне переговоров в Белом доме в интервью телеканалу Fox News Эмманюэль Макрон предупредил, что никакого плана Б как альтернативы СВПД не существует. «Либо все, либо ничего. Европейские лидеры должны подтолкнуть президента Трампа не просто остаться в ядерной сделке, но, что более важно, добропорядочно ее выполнять»,- сформулировал позицию Тегерана глава МИД Ирана Джавад Зариф.
Между тем немецкая газета Sueddeutsche Zeitung сообщает о том, что дипломаты Франции, Германии и Великобритании согласовали с американскими коллегами условия согласия США не отказываться от участия в СВПД. Как следует из ее сообщения, в совместном заявлении западные страны объявят о намерении добиваться от Ирана уступок по четырем пунктам, касающимся даты окончания ядерной сделки, полномочий работающих в Иране инспекторов МАГАТЭ, ракетной программы Тегерана, а также зон влияния Ирана в Йемене, Ираке, Сирии и Ливане.
По итогам переговоров Эмманюэль Макрон заявил о готовности работать над новым соглашением по Ирану, выразив надежду, что к этой работе присоединятся партнеры из региона, Европы, а также Турции и России.
«Взаимодействие с Лондоном и Вашингтоном — один из столпов, на который опирается внешняя политика Франции еще со времен Первой мировой войны»,- напомнил "Ъ" директор Французского института международных отношений (IFRI) Тома Гомар. «Независимо от дебатов вокруг избрания Дональда Трампа, он на четыре года стал президентом ведущей мировой державы, союзника Франции. Налаживать взаимоотношения с ним надо так же, как и с Си Цзиньпином и Владимиром Путиным»,- продолжает эксперт. При этом, хотя и Париж, и Вашингтон обвиняют Москву в «агрессивной внешней политике, вмешательстве в выборы за рубежом и непоследовательной позиции по химоружию в Сирии, Франция больше заинтересована в сохранении диалога с Москвой»,- пояснил "Ъ" Тома Гомар.
«Для Макрона очень важен успех на американском направлении не только в связи с внешнеполитическими интересами, но и учитывая неоднозначную программу внутриполитических реформ. Ключевые вопросы — иранская ядерная программа, Парижское соглашение по климату и протекционистские меры США, прежде всего в отношении Китая. Поэтому визит Эмманюэля Макрона в США определит и содержание его предстоящих в мае переговоров в России. Накануне поездки в интервью Fox News президент Макрон высказался о диалоге с Москвой если не позитивно, то аккуратно»,- напомнил "Ъ" руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. При этом эксперт обращает внимание на то, что предстоящий визит Ангелы Меркель в США ниже по протоколу. «Это сознательный жест со стороны Дональда Трампа, который не раз неодобрительно высказывался о политике Берлина. В этих условиях президент Макрон может претендовать на роль уполномоченного представителя Евросоюза в отношениях с США»,- пояснил "Ъ" Юрий Рубинский.
Сергей Строкань, Галина Дудина