Третий в иерархии США политик, спикер палаты представителей Пол Райан прилетел в Чехию ради одного отдельно взятого россиянина — Евгения Никулина, обвиняемого в хакерстве. С таким утверждением в пятницу выступил президент Чехии Милош Земан. Главу чешского государства покоробил «неучтивый» визит «третьего по могущественности» американца за россиянином (которого незадолго до этого чешское правосудие выдало Штатам).
Земан негодовал: «Специальный американский самолет» стоял в аэропорту Праги целых пять дней и ждал обвиняемого в киберпреступлении «как кинозвезду». «Время покажет, является ли Никулин хакерским гением или имеет что-то на Трампа», — заметил чешский лидер. В довершение президент Земан предположил, что Никулина в США ожидают не 30 лет тюрьмы, а вербовка американскими спецслужбами.
Одновременно в чешских СМИ появилась «шпионская история» о том, как некие трое россиян пытались сорвать экстрадицию Никулина из Чехии в США, причем сорвать довольно запутанным способом.
Заявление президента Земана и слухи об очередном «вмешательстве русских» наделали много шума, заслонившего фабулу дела. В которой, отметим, есть несколько важных совпадений.
Программиста Евгения Никулина задержали 5 октября позапрошлого года в Праге чешские правоохранители совместно с представителями ФБР. На уровне Белого дома было заявлено, что Никулин — один из пресловутых «русских хакеров». Утверждается, что лично он якобы причастен к атакам на серверы Демократической партии, а также серверы ЦРУ, и к попыткам заинтересованных лиц получить компромат на Дональда Трампа.
Весной 2017 года городской суд Праги постановил, что Никулина можно экстрадировать. Причем и в США, где его считают виновным в вышеуказанных взломах, и в Россию, где Никулина обвиняют в краже 3,5 тысяч долларов из электронной платежной системы Webmoney. Но процесс затормозился. В феврале 2018 года высшая инстанция — Верховный суд Чехии — удовлетворил жалобу Никулина и отказал в выдаче россиянина куда-либо. Далее дело перешло в другой высший суд, конституционный. Он 2 марта приостановил экстрадицию. Но затем дело приняло неожиданный оборот.
30 марта становится известно, что накануне Никулин был выдан Соединенным Штатам. «Чешское радио» сообщает: за россиянином прилетел спецборт министерства юстиции США. «Спецсамолет» приземлился в аэропорту Праги еще до того, как конституционный суд вынес решение об экстрадиции. Это уже не сообщение СМИ, а слова посла России в Чехии Александра Змеевского. Власти Чехии не проинформировали российское посольство о своем решении.
Чешская пресса утверждала, что добро на выдачу дал министр юстиции страны Роберт Пеликан. И минюст, и МИД Чехии отказались от комментариев. Но уже на следующий день, 31 марта, Никулин предстал перед окружным судом Сан-Франциско.
«Получается, что чешский министр юстиции утвердил решение о выдаче уже через несколько минут после завершения конституционного суда, — заявил RT российский адвокат Никулина Владимир Макеев. — В тот же вечер Никулин был передан спецназу США; выходит так, что американская сторона заранее знала о решении».
Дальше начинаются «совпадения». Между отказом выдать и внезапной выдачей как раз и имел место визит спикера палаты представителей США Пола Райана. Визит был довольно странным. Он был обозначен как частный — 26 марта конгрессмен прибыл в Прагу с семьей. Но над парламентом, где Райан выступил с речью, был поднят флаг США. Американский спикер встретился с чешским премьером Андреем Бабишем, но с президентом Земаном встречаться не стал без объяснения причин.
Что самое главное в контексте дела Никулина, третий по важности американец пообщался с министром юстиции Робертом Пеликаном. Который, как сообщается, и санкционировал выдачу «русского хакера». Пражские издания Respekt и Ceske noviny утверждают, что Райан и Пеликан обсуждали именно вопрос экстрадиции «русского хакера». Официальных подтверждений этому нет, но есть заявление Райана, сделанное за два дня до суда: «У нас есть все основания полагать и ожидать, что господин Никулин будет экстрадирован в Соединенные Штаты». Тогда же, 27 марта, конгрессмен дал интервью пражской редакции «Радио Свобода», где заявил: «предельно ясно», что чешский суд выдаст Никулина Соединенным Штатам, а не России.
Как Никулин против своей воли попал в США, более-менее понятно. Возникает вопрос — зачем он понадобился американцам?
Случай Никулина — часть уже сложившейся практики, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Можно вспомнить о задержании по запросу ФБР в Испании российского программиста Станислава Лисова, выданного испанским судом США, и похожий случай Петра Левашова. История Левашова похожа на случай Никулина. Задержанный в Барселоне россиянин также был обвинен американцами в кибератаках во время выборов в США и выдан Вашингтону вопреки требованиям Москвы. «Несколько раз в год экстрадируют «русских хакеров» из разных стран», — заметил Ашманов.
Иногда удается «вытащить», отмечает собеседник, как в случае с сотрудником фирмы «Ашманов и партнеры» программистом Дмитрием Зубахой, которого удалось вызволить с Кипра. Причем произошло это в 2014 году, задолго до эпопеи с «охотой на хакеров — взломщиков серверов Демпартии». Можно вспомнить и о недавнем приговоре россиянину Владимиру Дринкману, которого в 2012 году выдали Нидерланды. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, россиянам, работающим в сфере IT, надо осторожнее выбирать места для отдыха, поскольку, по словам экспертов, ФБР объявило охоту на российских программистов.
«В США схема простая — программисту накручивают обвинение и говорят, что ему «ломятся» 30-40 лет, поскольку по американскому закону сроки по разным статьям суммируются.
Если человек не хочет отсиживать по полной программе, то он идет на сделку — признает себя виновным, получает срок по нижней границе и в дальнейшем работает на США», — подчеркивает Ашманов. По его словам, «это дословный пересказ того, что предлагали в тюрьме Дмитрию Зубахе люди, представлявшиеся сотрудниками Интерпола и прокуратуры США, а скорее всего — сотрудники АНБ». Ашманов полагает, что цель охоты — рекрутинг российских специалистов; речь может идти и о кибервзломщиках. Но в случае с Никулиным собеседник предполагает еще и возможность медийного использования. Ашманов подчеркивает:
«Стандартная схема всегда предполагает сделку. Вопрос лишь в том, будет ли в этой сделке медийная часть — превратят ли Никулина в нового Родченкова.
Григория Родченкова же не наказывают за махинации с допинговыми пробами, в которых он признался. Нет, его используют как медийный таран». Неизвестно, используют ли американцы Никулина в роли «говорящей головы» по делу о так называемом вмешательстве в выборы, но в любом случае его показания будут выглядеть весомее, чем, например, обещание Насти Рыбки рассказать «всю правду» об этом «вмешательстве», отмечает Ашманов.
Алексей Нечаев, Михаил Мошкин
Оригинал публикации