Богоискательство СБУ на фоне мусульманской Украины

В минувший четверг работники СБУ, совместно с представителями прокуратуры и сотрудниками МВД провели обыск в помещении Исламского культурного центра в Киеве. Об этом сообщил т.н. муфтий Духовного управления мусульман Украины Саид Исмагилов в специальном заявлении, которое он выставил на своей страничке в сети Фейсбук
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Центр с непростой историей: Почему СБУ нагрянула к мусульманамСотрудники Службы Безопасности Украины провели обыск в Исламском культурном центре Киева. Мусульман подозревают в экстремизме
Перед этим другой известный украинский общественный активист, лидер запрещенной в России партии «Братство» Дмитрий Корчинский записал и выложил в сеть видеообращение, в котором он, совместно с тем же Саидом Исмагиловым прокомментировал обстоятельства случившегося. Как следует из слов Исмагилова и Корчинского, в 6 утра четверга на территорию Исламского культурного центра зашла группа украинских силовиков и устроила обыск в помещениях организации: книжного магазина, библиотеки, учительской и в личных комнатах сотрудников. Искали некую запрещенную литературу, которую, как сообщается, в итоге нашли. Сотрудники Центра утверждают, что книги подбросили. Опровергать факт наличия в Исламском культурном центре чего-то противозаконного его руководство собирается на специально созываемой по этому поводу пресс-конференции, другой способ сделать это у него, видимо отсутствует. По крайней мере, понятые, по словам Саида Исмагилова, были привезены к месту проведения обыска непосредственно сотрудниками украинских спецслужб, а потому на их объективность рассчитывать не приходится.

Ислам на Украине

Вероятно, причины происходящего лежат в самой истории распространения Ислама в независимой Украине. Возникновение и развитие официально зарегистрированных мусульманских общин и организаций на Украине случилось на излете уже распадающегося Советского Союза. Существовавшая к тому времени этно-религиозная картина обусловила тот интересный факт, что экспансия Ислама в стране шла не по направлению от столицы к окраинам, а наоборот.

Исторически сложилось, что компактно проживающие крупные группы мусульман находились на Украине в двух регионах: в Крыму, куда к тому времени стали массово возвращаться депортированные в свое время крымские татары и, как ни парадоксально, в Донбассе, который стал новой малой родиной для поволжских татар, переселившихся в этот край, в основном, в период советской индустриализации.

Отсутствие на начальном этапе политических амбиций, по крайней мере, всеукраинского масштаба, и у крымских, и у донбасских мусульман привело к тому, что «битву за столицу» они проиграли даже не начав. Место под киевским солнцем в качестве лица, представляющего мусульман всей Украины, застолбил некий Ахмед Тамим, уроженец Ливана, появление которого на телеэкранах в дни исламских праздников вызывало у подавляющего большинства украинских мусульман один вопрос:«А кто это?» Тем не менее, неизменная близость Тамима практически ко всем руководителям Украины, от Кучмы до Порошенко, позволила тому не только сохранить свой статус официально признанного духовного лидера украинских мусульман, но и порядком его укрепить.

В то же время было понятно, что долго самопровозглашенная монополия Тамима существовать не могла и через какое-то время появились силы, решившие если не вступить с ним в бой, то, по крайней мере, намеревавшиеся решительно потеснить ливанского экспата. При этом необходимо понимать, что мотивы явной и скрытой конфронтации между Тамимом и остальными исламскими организациями на Украине лежали не только в желании отобрать у муфтия часть политического влияния и толику властных симпатий. Немаловажным фактором было и лежащее чисто в религиозной плоскости неприятие Тамима, как последователя т.н. «хабашитов»: учения, имеющего мало общего с традиционным исламом, который исповедует большинство украинских мусульман.

Игра исламских престолов

Несмотря на то, что фигура Ахмеда Тамима изрядно раздражала лидеров остальных крупных мусульманских организаций Украины, ощутимо окрепших к началу 2000-х годов, пойти на открытое противостояние с ним они не решались. И исламский Крым, и исламский Донбасс избрали для себя тактику игнорирования деятельности лидера украинских хабашитов, впрочем, все-таки болезненно морщась в те моменты, когда Тамим обращался к ним с экранов украинских телевизоров с очередным поздравлением. Возможно, единственной всеукраинской исламской структурой, которая решила почти в открытую начать соперничество с Духовным управлением мусульман Украины (ДУМУ), возглавляемого Ахмедом Тамимом, стало Духовное управление мусульман Украины «Умма», возникшее на базе первого, как оно себя позиционирует, на Украине объединения мусульманских общественных организаций «Альраид».

Поначалу соперничество шло без особого успеха для «Уммы», позиции Тамима, укрепляемые им еще с 1994 года были весьма прочны, и, кажется, ничто не давало «Альраиду» даже призрачного шанса на победу в этой необъявленной борьбе. Но тут случился Майдан 2014 года. Очевидно, правильно оценив складывающуюся ситуацию, в «Умме» решили, что статус главной всеукраинской исламской организации получит самая патриотичная, и немедленно начали соответствующую деятельность.

Что характерно, сам лидер «Уммы» называющий себя муфтием Саид Исмагилов, коренной дончанин, но феномен отдельных уроженцев Донецка, оправдывающих боевые действия против родного города, совершенно не нов и легко объясним.

Кроме всеобъемлющей поддержки внутренней украинской политики, в качестве основной тактики «Уммой» было выбрано откровенно антироссийское и антидонбасское позиционирование себя как религиозно-общественной организации. На всех углах ее спикеры рассказывали о тягостном положении мусульман в России, а особенно в «оккупированном» Крыму. Красная нить выступлений — противопоставление «вопиющим проявлениям отсутствия свободы вероисповедания в Москве» безупречной толерантности украинских властей. «У мусульман Украины никогда не было проблем в их стране» — говорили они и, вот, на тебе. Проблемы, да еще какие! Может быть, власть поменялась?!

Сейчас, по прошествии четырех лет конфликта, даже удивительно, отчего это активность «Уммы» на патриотическом фронте, риторика ее лидера, которая местами могла дать фору эскападам Филатова или Мосийчука, духовное окормление «Уммой» тех немногочисленных мусульман, что сражаются сегодня против Донбасса с оружием в руках, не получила должной оценки у официального Киева. Но факт остается фактом, вместо возвышения ДУМУ «Умма» и посвящения ее лидера в сонм официально признаваемых украинскими властями духовных лидеров страны, обыск и провокация, с последствиями, которые пока никто не берется предсказать.

Мечеть вместо Лавры

Только украинский флаг: Корчинский и Кива восстали против крымских татарДмитрий Корчинский, ранее возглавлявший УНА-УНСО (запрещена в РФ), записал видео вместе с советником главы МВД Ильей Кивой, в котором раскритиковал меджлисовцев – участников блокады Крыма
Сегодня из узнаваемых лиц публично в защиту Исламского культурного центра выступил только скандально известный Дмитрий Корчинский, человек с очень специфической репутацией. Это он в декабре прошлого года призвал думать исключительно о территории Донбасса, но никак не о его населении.

«Те люди, которые не подняли восстание на оккупированных территориях, не являются гражданами Украины. Мы не должны платить этим людям ничего, ни копейки. Все эти люди после освобождения территорий должны проходить фильтрационные лагеря» — говорил он тогда и не похоже, что сегодня Корчинский готов отказаться от своих слов. Наоборот, осуждая действия СБУ против Исламского культурного центра, он в большей степени сокрушается о том, что репрессии украинской государственной машины не коснулись других, более «достойных».

«В Киеве на Татарке есть мечеть, как мы шутим, Мечеть Московской Патриархии. Она промосковская, прокадыровская, и СБУ ни разу не имело никаких вопросов к этой мечети и шейха Тамима, который ее возглавляет, — говорит Корчинский и продолжает, — СБУ ни единого разу не имело проблем по отношению к Московскому патриархату в Украине. Когда в последний раз обыскивали Киево-Печерскую Лавру и тот диверсионно-пропагандистский центр, который там находится?! «Россотрудничество» когда у нас обыскивали в последний раз силами СБУ?! Да, никогда! То есть вся «вата» и все пророссийские организации и религиозные, и т.н. культурные действуют абсолютно спокойно в комфортных условиях».

При этом лидер «Уммы» муфтий Саид Исмагилов стоит рядом и согласно кивает в поддержку слов Дмитрия Корчинского, демонстрируя, что расчеловечивающий термин «вата» в отношении его украинских сограждан совершенно не противоречит внутренним установкам священнослужителя.

Да, и сам Исмагилов, комментируя случившийся обыск, не рискует слишком уж сильно обвинять украинских силовиков в очевидном правовом беспределе, а отчего-то постоянно ссылается на некую российскую практику, которая, дескать, теперь повторяется на Украине.

За что?

Саид Исмагилов заявляет о наличии на Украине «системных преследований мусульман», а Дмитрий Корчинский утверждает, что Исламский культурный центр в Киеве обыскали по наводке ФСБ, оставив своих зрителей разбираться во всей парадоксальности этого утверждения. Но каковы же реальные мотивы украинских властей, которые, как выясняется, систематически наведываются с обысками в мечети ДУМУ «Умма»: накануне случившегося в Киеве аналогичные акции правоохранителей и безопасников с подбрасыванием, как утверждают работники центров, запрещенной литературы прошли в мечетях Сум и Житомира.

Весьма вероятным будет предположение, что нагрянуть с облавой СБУ мотивировал и ангажировал тот самый Ахмед Тамим, который, вопреки утверждениям лидера «Братства», конечно, никогда не был, и сейчас не является пророссийски настроенным духовным лидером. Он все так же вхож в высокие киевские кабинеты и не собирается делиться своим положением и статусом. И ему, пользуясь наработанными связями, довольно просто убедить нужных людей в необходимости «замочить» выскочку-конкурента.

С другой стороны, структуры украинского государства могут действовать и самостоятельно, не сильно доверяя невесть откуда взявшейся украинско-исламской форме патриотизма, которая, к тому же постоянно норовит принять какие-то слишком уж экзальтированные формы и проявления. А потому, действуя превентивно, соответствующие специалисты СБУ вполне могли принять решение взять в разработку руководство «Уммы». Ведь, в отличие от очарованных обывателей, им хорошо понятны мотивы, которые вдруг сделали из лидеров исламской организации убежденных украинских патриотов. А вдруг мотивы изменятся? А с папочкой и досье оно все же надежней.

Радикальный ислам на службе украинского национализмаЧто является и будет в будущем служить основой сотрудничества украинских властей с исламистами
Ну, и, наконец, не упускаем из внимания и третью версию. Она неизбежно возникает, если вспомнить, что, начиная с 2014 года между аббревиатурами СБУ и ЦРУ можно смело ставить знак равенства. А потому допустить, что деятельность исламских организаций на Украине не отслеживается американскими кураторами просто невозможно. Кто его знает, что смутило заокеанских спецов в «Умме» и стоящем за ней «Альраиде», но что-то вполне могло стать поводом и причиной, за которой последовало указание на проведение обыска. Для начала.

По большому счету даже не имеет значения, какая из версий ближе к истине, вполне возможно, что, в той или иной степени, актуальна каждая из перечисленных. Важно другое. До так называемой «революции достоинства» исламский мир на Украине и близко не сталкивался с проблемами вроде той, что пережил на этой неделе Исламский культурный центр в Киеве. А сами мусульманские организации, несмотря на неизбежные трения и противоречия, никогда не сходились в силовом противостоянии. Сейчас все не так. Но главное, что не только история, но и пока еще и люди помнят имена тех, кто решил призвать себе в помощь не Аллаха, а сначала мятеж, а потом и войну. Кажется, некоторые из них получают заслуженное возмездие уже сегодня.

 

 

 

Рекомендуем