Как Порошенко слушал послание Путина и какие выводы сделал

Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию, действительно, стало историческим. В том смысле, что речь в нем идет о новой архитектуре внешнеполитических отношений в Европе и в мире. А, следовательно, и, даже прежде всего, о месте Украины в этом новом геополитическом раскладе
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Объясняется это просто: у России, как доложил глава российского государства парламентариям и руководителям регионов, появились новые виды вооружений, которые позволяют говорить и о новых формах сдерживания военной агрессии дальних и ближних соседей. А, следовательно, речь идет и об изменении отношений с Россией, которую в последние годы зарубежные политики и правительства пытались игнорировать при решении глобальных политических проблем.

Теперь, как полагает руководство страны, наступило время, когда Россию придется слушать.

И представители Соединенных Штатов Америки сразу заявили, что слушали президента России с большим интересом и даже тревогой.

"Многие из нас смотрели эту речь с большим интересом здесь в госдепартаменте и, полагаю, в правительстве США, — заявила официальный представитель Госдепартамента США Хезер Науэрт. — Мы не будем реагировать на каждое слово или идею, которые выражают мировые лидеры. Конечно, это печально смотреть такую видеоанимацию, которая показывает ядерную атаку на США. Это определенно то, на что нам не понравилось смотреть", — заявила Науэрт на брифинге.

На Украине тоже внимательно слушали президента России но, кажется, пока не до конца поняли.

Геополитические прогнозы с региональными последствиями

Новая архитектура европейской и мировой безопасности, предполагающая существенные геополитические изменения, конечно, в первую очередь ударит по Украине и в некоторой степени аукнется в Сирии, где Россия участвует в разрешении региональных конфликтов.

Впрочем, Сирия и борьба с ИГ*, это все же скорее проблемы координации усилий международного военного контингента и последующие государственные и юридические коллизии мирного урегулирования конфликта.

Что же касается Украины, то здесь ситуация совершенно иная.

Какой Путин нужен УкраинеВо вторник, 6 февраля, ЦИК РФ зарегистрировал очередного кандидата в президенты. Это – Владимир Путин. И хотя выборы главы российского государства — дело сугубо суверенное, все же есть еще одна страна, для которой эти выборы во многом становятся определяющими. И эта страна – Украина

Прежде всего потому, что Украина — ближайший сосед России, у которой с этой страной более 2 тысяч километров общей границы. И поэтому обеспечение безопасности в этой части является не факультативной, а стратегической задачей для РФ. Поэтому Россия поставит крест на притязаниях украинского руководства по вступлению страны в НАТО. Официально или скорее неофициально дипломатические ведомства России будут вести об этом, как нам представляется, довольно жесткий диалог с руководством блока.

Вторая проблема, которую обостряют новые военно-политические возможности и планы РФ, это Донбасс.

С введением миротворческого контингента или без него, но проблема Донбасса будет, скорее всего, решаться все-таки с позиций, которые настойчиво предлагает Россия — то есть через строгое соблюдение Минских соглашений. Попытки украинского руководства по-своему трактовать этот процесс (например, как считают у Порошенко, сначала обеспечить контроль над российско-украинской границей, а потом провести местные выборы, а не наоборот, как это записано в Минских соглашениях) не пройдут.

Парламент Украины объявил России войнуСегодня, 18 января 2018 года в 11 часов 23 минуты, украинский парламент объявил России войну

Альтернативой выполнения Минских соглашений, политическую часть которых все время забывают в Киеве, может стать признание ДНР и ЛНР со стороны РФ в качестве самостоятельных государственных образований. Это, конечно, крайняя мера, которая на многие годы, если не на десятилетия, осложнит процесс экономического развития региона, но, на самом деле, это много лучше, чем сегодняшнее полулегальное положение двух территорий, на которых проживает более двух миллионов граждан — непонятно какой страны с непонятным статусом и с полукриминальной экономикой.

Признание ДНР и ЛНР, пусть и только со стороны России, снимает с РФ дальнейшие обвинения в мнимой или реальной (в данном случае, это не важно) оккупации этих территорий.

В самом деле, с момента, как эти образования станут самостоятельными субъектами международного права, о какой оккупации может в этом случае идти речь? Тем более, таких государственных образований в мире — несколько десятков.

Кроме того, признание ДНР и ЛНР позволяет РФ заключать с их правительствами официальные внешнеполитические договора, развивать здесь бизнес, проводить инвестиции. К тому же, государственно-правовое урегулирование, пусть и в столь ущербном виде, позволит собственникам предприятий, расположенным на Донбассе, возвращаться и восстанавливать свои права, а затем и сами производственные мощности.

Третья проблема — Крым. Все попытки Украины прогнозировать возвращение Крыма с этого момента окончательно становятся несбыточными. Скорее всего, в лучших европейских и американских традициях, об украинском Крыме в скором времени и в Европе и в США постараются забыть. Закроют глаза на эту проблему, как закрыли на Косово, например.

Четвертая, может быть самая болезненная и для России и для Украины из перечисленных проблем — ситуация с соотечественниками на Украине. Официально их на территории Украины проживает около четверти от общей численности населения.

Неофициально, почти вдвое больше.

Феномен украинского нацизма: маска, ставшая лицомНа Украине развивается политическая шизофрения, когда отдельные представители власти и элиты из интеллигентных интернационалистов превращаются в приверженцев Бандеры и откровенных нацистов

На протяжении последних месяцев украинское руководство проводило явную русофобскую политику, что проявилось, например, в принятии парламентом закона об образовании, который ограничивает в правах русскоязычных граждан страны. А теперь вот подоспела и отмена Конституционным судом Украины по запросу партии «Свобода» «Закона об основах государственной языковой политики», что еще более ущемляет русских украинцев в их праве говорить на своем родном языке.

И вряд ли Россия останется к такому ущемлению в нынешней ситуации равнодушной. Украинскому политическому руководству придется признать очевидное — Украина в силу исторических, географических и даже лингвистических причин была и остается сферой стратегических интересов России.

Порошенко впал в истерику

В тот же день, 1 марта, по всей видимости, уже после выступления Путина перед Федеральным Собранием в Москве, в Киеве состоялось заседание Совета по национальной безопасности и обороне. Официально обсуждали несколько вопросов — усиление контроля над въездом на Украину граждан страны-агрессора (так официально обозначили в повестке дня Россию) и решение Стокгольмского арбитража, обязавшего российский Газпром уплатить украинскому Нафтогазу почти 2,5 млрд долларов.

Российский Газпром пока с решением арбитража не определился, собирается опротестовывать и потому денег не платит и, похоже, в ближайшее время не собирается этого делать.

Слава Стокгольму: «Газпром» перекрыл газ Украине«Газпром» получил от «Нафтогаза» средства на оплату поставок газа в марте, однако вернул их из-за несогласованного дополнительного соглашения к контракту

Отношения Газпрома и Нафтогаза — отдельная история, их многолетние взаимные претензии достойны детективного романа, а не статьи.
Здесь же интересно другое — реакция президента Украины Петра Порошенко на заявленную повестку дня, которая стала по времени и характеру реакцией на то, о чем заявил в Москве президент Путин..

Иначе, как истерической, эту реакцию назвать трудно.

Так, Порошенко потребовал обеспечить дополнительный контроль над въездом в Украину граждан страны-агрессора и, более того, усилить правовые основы механизма предварительной проверки оснований для прибытия в Украину граждан РФ с использованием электронного уведомления. То есть теперь въезд на Украину для граждан России, имеющих на Украине родственников, друзей, собственность и так далее, еще более осложнится.

Что касается решения Стокгольмского арбитража, то здесь Порошенко разразился речью, в которой против ожидания почти ничего не было об очередной юридической победе Украины, зато много говорилось о тех карах и юридических взысканиях, которые решил обрушить на РФ украинский президент. Тут и арест имущества Газпрома в Европе (прежде всего «Северного потока-2»), и правовые инструменты, которые собирается применить Украина «в соответствии с Нью-йоркской конвенцией о выполнении арбитражных решений», и распоряжение в адрес Минюста, Генпрокуратуры и силовиков подготовиться к изъятиям собственности Газпрома в счет обеспечения иска.

«Мы никому не дадим поставить Украину на колени», — резюмировал Петр Порошенко.

А при чем тут газ?

В сущности, проблема расчетов за газ и его транзит в Европу через территорию Украины — достаточно скучная и обыденная. Сколько уже было арбитражей по этой теме и сколько еще будет… И вообще, вряд ли это тема, которую стоит обсуждать даже после решения Стокгольмского арбитража на столь высоком уровне.

Порошенко в целом понял масштабы трагедии — не газовой, это уже не только не первый, но теперь даже и не второй и не пятый вопрос внешней политики страны.

Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» $4,6 млрдСтало известно окончательное решение разбирательств по газовым контрактам между Россией и Украиной в Стокгольмском арбитраже

Проблема в том, какое место будет отведено Украине в новом мировом геополитическом раскладе? И это вопрос, который начал осознавать Порошенко именно после послания президента Путина. Потому он и кричит во время заседания СНБО, что никому не позволит «поставить Украину на колени». Газпром тут не цель, а предлог.

Такая вот эмоциональная реакция президента Украины на новый геополитический расклад, предложенный президентом России. Вот и все.

 

*ИГ — организация, деятельность которой законодательно запрещена на территории РФ

Рекомендуем